Национальные проекты, разработанные для исполнения майского указа президента РФ Владимира Путина, реализуются недостаточно успешно, а их внутренние недочеты не позволят инициативам достичь полного эффекта в своих сферах, заявили аудиторы Счетной палаты в промежуточной оценке нацпроектов за 10 месяцев 2019 года. В частности, в проектах «Производительность труда», «Безопасные и качественные дороги» и «Образование» отсутствуют ключевые показатели, а к «Науке» предлагается привлечь внешнее финансирование, что создает риск неисполнения нацпроекта.
В проекте «Производительность труда» не учтен критически важный показатель — количество изготовленной продукции за единицу времени, из-за чего невозможно оценивать эффективность изменений, сообщает РБК со ссылкой на Счетную палату. Кроме того, вклад нацпроекта в ускорение темпов роста ВВП составляет только 12%, что аудиторам кажется недостаточным. Также нацпроект предполагает, что 40,8% компаний, которые увеличат темпы роста производительности труда на 5% в год, достигнут этого самостоятельно — эксперты сомневаются в возможности этого.
Отмечается, что на 1 ноября 2019 года было освоено только 48,5% запланированного финансирования нацпроекта (к концу года этот показатель достиг 80%). Оценить фактическое достижение целевых показателей нацпроекта пока невозможно. Основной показатель — прирост производительности труда на средних и крупных предприятиях — станет известен только в ноябре 2021 года.
Инициатива о развитии малого и среднего бизнеса имеет в своей основе ключевой дефект, считают аудиторы, — получившие субсидии лица (в том числе Банк МСП) не отвечают за достижение его целевых показателей (численность занятых в сфере МСП, доля МСП в ВВП, его доля в несырьевом экспорте), а те, кому это поручено (в основном региональные главы, которым нужно выполнять KPI, в том числе и по росту МСП), не контролируют расход средств и не владеют данными о деятельности первой стороны.
При этом программа субсидирования также не имеет крупного успеха — из целевого показателя кредитования МСП в один триллион рублей предприниматели пока что получили займов только на 131 миллиард рублей, подчеркнули аналитики.
Реализация нацпроекта «Наука» зависит в основном от финансирования за счет внебюджетных средств, отмечено в докладе. В общем объеме финансирования их доля в среднем составляет 36% в 2019–2024 годах, а к 2024 году должна превысить 50%. При этом механизмов привлечения этих ресурсов не разработано, что создает риск недостижения целей проекта. По мнению аналитиков, средства, выделенные на создание передовой инфраструктуры для научных исследований, включая развитие установок «мегасайенс», недостаточны для осуществления масштабных научных прорывов.
«В целом отмечается системный риск фундаментального недофинансирования российской сферы исследований и разработок по сравнению со странами — лидерами научно-технологического и инновационного развития», — говорится в отчете Счетной палаты.
Кроме того, два целевых показателя по нацпроекту не связаны напрямую с реальным развитием науки — это число заявок на патенты и удельный вес российских научных статей.
В нацпроекте «Образование» недостает задач по сокращению неравенства между школами и преодолению образовательной неуспешности, считают в СП. Кроме того, инициатива не предполагает усиленного найма учителей, несмотря на кадровый дефицит среди педагогов. Также в проекте нет идей по использованию современных технологий обучения.
Слабость высших учебных заведений проект просвещения также не затрагивает, отметили аудиторы. По их данным, в трети регионов отсутствуют вузы с наивысшими баллами ЕГЭ у зачисленных студентов, а во многих региональных вузах нет собственных исследований или они слабы.
При реализации инициативы «Безопасные и качественные автомобильные дороги» не хватает утвержденных для регионов норм безопасности дорог, а также по увеличению затрат на их ремонт и содержание, сообщили в СП. Не учтены такие параметры, как коэффициент сцепления автомобиля с покрытием, наличие разметки, дорожных знаков и другие. Поставленная цель — увеличение до 50% доли региональных автодорог, соответствующих нормативам, — в 21 регионе не будет выполнена и через пять лет (срок завершения нацпроекта), а останется в диапазоне от 24,8% до 48,8%, считают аналитики.
Нацпроект «Экология» затрагивает не все проблемы экологии в России, полагают аудиторы. В частности, проект «Чистый воздух» предусматривает совокупное снижение вредных выбросов в атмосферу на 22% к 2024 году всего в 12 промышленных городах (из них пять — с низкими уровнями загрязнения воздуха), тогда как высокий и очень высокий уровни загрязнения наблюдались в 46 городах РФ.
Отмечается, что в семи из десяти регионов, где мусорные полигоны скоро полностью заполнятся, нацпроект не изменит критическую ситуацию с местами захоронения отходов. Среди этих семи регионов — Ленинградская и Московская области.
Наконец, в инициативе «Культура» не нашли серьезных отклонений, однако в СП подчеркнули, что заявленные показатели не позволят объективно оценить успешность или провальность принятых по нацпроекту мер. По мнению аудиторов, методики расчета этих показателей дают возможность «манипуляции данными в случае недостижения плановых значений».
Еще пять нацпроектов («Демография», «Здравоохранение», «Жилье и городская среда», «Международная кооперация и экспорт» и «Цифровая экономика») остались без предварительной оценки. По словам представителей СП, доклады по ним были подготовлены в апреле 2019 года и успели устареть.
В конце 2019 года президент России Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам раскритиковал работу правительства, которое в связи с долгой подготовкой к реализации нацпроектов упустило почти год работы над инициативами. Он отметил, что любые попытки «подогнать» показатели по нацпроектам до требуемого уровня «вредны, не нужны и недопустимы». Путин добавил, что система финансирования нацпроектов не отличается гибкостью и нуждается в доработке.