Генеральный директор «Мосфильма», режиссер и продюсер Карен Шахназаров в беседе с Daily Storm раскритиковал предложенные министром культуры РФ Владимиром Мединским критерии успешного кино, а именно хорошие сборы в прокате и победы на кинофестивалях. По мнению известного кинодеятеля, все критерии очень условны, и говорить об успехе и качестве картины можно только в том случае, если зрители продолжают ее смотреть более 15 лет.
«С одной стороны, должны быть какие-то критерии оценки успешного кино и финансовый показатель должен считаться объективным, как это было в советское время, когда у картин не было рекламы. Но ведь сегодня финансовый показатель напрямую зависит от вложений в рекламу, из-за чего даже средняя картина может получить хорошие сборы. У многих кинематографистов часто нет возможности вкладываться в рекламу, для них это неравные соревнования. Из-за этого многие достойные картины лишены возможности выйти в широкий прокат. Поэтому финансовый критерий вызывает вопросы», — сообщил кинодеятель.
Шахназаров отметил, что второй показатель, предложенный Мединским, а именно победа на кинофестивалях, тоже является очень субъективным критерием. По словам известного режиссера, часто победа на фестивалях связана не с качеством картины, а с политикой или коммерческими вопросами.
«Для меня главный критерий качества фильма — это время. Если фильм остается с публикой на протяжении 10, 15 лет, то это хороший фильм. С другой стороны, с таким показателем трудно оперативно работать. Я лично уверен, что какие-либо критерии успешного кино сейчас достаточно условны. Но если опираться на финансовый показатель как критерий успешности фильма, то нужно создавать равные условия для всех российских картин», — подчеркнул гендиректор «Мосфильма».
По мнению постановщика, куда более объективным показателем на данный момент выступают онлайн-просмотры, а интернет-площадки все больше привлекают внимание рекламодателей. «Мы сами с этим столкнулись. К примеру, картина «Решение о ликвидации», которую я продюсировал, в прокате провалилась, а на интернет-площадках за год фильм только на одном сайте получил более 11 миллионов просмотров. Правда, мы не вкладывались в рекламу, да и вышла она в неудачное время, но при условии, что сейчас 150 тысяч зрителей — это хороший результат, более миллиона зрителей, — очень хорошие, прекрасные цифры», — добавил режиссер.
Известный режиссер отметил, что похожая ситуация была с другой картиной компании — «Дорога на Берлин». Она тоже слабо показала себя в прокате, но онлайн ее посмотрели не менее 11 миллионов раз. «В советское время фильм считался окупившимся только при условии, что его посмотрели от 14 до 17 миллионов зрителей. А теперь такие цифры только в интернете. В этом смысле интернет-просмотры — куда более подходящий критерий. Но вопросом оценки фильмов лучше не задаваться, время само все рассудит, все это очень условно», — добавил гендиректор «Мосфильма».
Шахназаров привел в качестве примера фильм, который опровергает критерии Мединского. Это «Зеркало» Андрея Тарковского, который, по его словам, показывали в свое время только в двух кинотеатрах. Кинодеятель подчеркнул, что у этой картины никогда не было широкого круга поклонников, но она «живет со зрителем уже 40 лет», несмотря на то что ее в свое время даже не отправили на кинофестивали. «За эти 40 лет у нее аудитория уже больше, чем у «Бриллиантовой руки». У нее нет успешных финансовых показателей и нет побед на фестивалях. И теперь выходит, что это плохая картина?» — задал риторический вопрос Шахназаров.
19 июня министр культуры России Владимир Мединский на заседании экспертного совета по авторскому и экспериментальному кино заявил, что критерием успеха для кинематографистов являются успешные сборы в прокате, а также награды на фестивалях. Также глава ведомства призвал кинодеятелей снимать кино для зрителей, а не для самих себя.
«Хочу сказать одно: вы снимаете кино не для себя, а для зрителя. Критерием успеха является или касса, или призы международных кинофестивалей. Остальное оставьте при себе», — цитирует ТАСС Мединского.
Высокопоставленный чиновник рассказал, что департамент кинематографии рассмотрел более 120 заявок на получение субсидий от государства на производство российских фильмов. Мединский отметил, что по итогам отбора уже отказано 30 компаниям, потому что их заявки были неправильно оформлены, и добавил, что 19 июня будет рассмотрено около 47 проектов, претендующих на господдержку, размер которой пока неизвестен. 20 июня будут представлены проекты фильмов про детей.
Карен Шахназаров — советский и российский режиссер, сценарист, народный артист РФ, продюсер, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» с 1998 года. Член правления союза кинематографистов России и коллегии Министерства культуры. В 2018 году был доверенным лицом президента России Владимира Путина и мэра Москвы Сергея Собянина.
Широкому зрителю известен по фильмам «Мы из джаза» (1983 год), «Зимний вечер в Гаграх» (1985 год), «Курьер» (1986 год), «Американская дочь» (1995 год), «Палата №6» (2009 год), «Анна Каренина. История Вронского» (2017 год). В 1987 году о режиссере вышла книга «Карен Шахназаров».