St
Школьное образование в России удержалось на высшем мировом уровне
18+

Школьное образование в России удержалось на высшем мировом уровне

Эксперты разъяснили «Шторму» содержание доклада Всемирного банка о кризисе современной системы обучения детей

Эксперты разъяснили «Шторму» содержание доклада Всемирного банка о кризисе современной системы обучения детей undefined

Фото: © GLOBAL LOOK press


Директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко назвал позитивным то, что, по его расчетам, 15% российских школьников не усваивают базовые знания. Согласно докладу Всемирного банка, хотя Россия — среди государств со средним доходом, образование в ней находится на уровне образования наиболее обеспеченных стран, лидеров топа.


Согласно докладу «Потенциал системы образования: как научиться его реализовать», с которым ознакомились «Ведомости», 25% лучших учеников в странах со средним доходом, среди которых указана и Россия, по уровню знаний вошли бы в 25% отстающих учащихся в обеспеченных странах. В качестве примера приводится то, что половина второклассников в Перу не способны прочесть простейшие слова, а половина третьеклассников в Никарагуа — сложить пять и шесть. 


В развивающихся странах, по данным доклада, более 60% учеников начальной школы не могут выполнить расчеты с целыми числами, объяснить столбчатую диаграмму. А в странах с высоким доходом это могут почти все дети, окончившие начальную школу: 99% в Японии, 98% в Норвегии, 91% в Австралии. Однако, Всемирный банк отмечает, что подобные провалы в результатах обучения характерны не для всех развивающихся стран. И, как отражено в диаграмме, показатель России не позволяет отнести ее к числу отстающих.


В то же время в России 15% школьников, судя по результатам ЕГЭ, так и не овладевают базовыми знаниями и навыками, заявил директор Центра педагогического мастерства «Ведомостям». Правда, по его же словам, «ситуация улучшается: четыре года назад таких было 25%».


«Около 15% не усваивающих базовые знания — это на самом деле вполне нормальный процент, он присутствует в странах с высоким уровнем дохода. Естественно, надо бороться за его снижение, но, в принципе, это число неплохое на мировом уровне», — пояснил Иван Ященко «Шторму».


Базовые школьные знания — это не просто умение читать и писать, это «умение решать задачи и применять их в реальной жизни», отметил эксперт. По словам Ященко, российское школьное образование еще недавно было максимально удалено от реальной жизни. К примеру, ученики могли решать задачи с производными и логарифмами, но были неспособны применять знания на практике, даже в ситуации, когда нужно было посчитать скидку в магазине. 

Читайте там, где удобно, и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.

Фото: © GLOBAL LOOK press
Фото: © GLOBAL LOOK press

«Существенным фактором улучшения ситуации в России стало появление акцентов на практико-ориентированные задания в экзаменах, всероссийские проверочные работы, национальные исследования качества образования, то есть сигнал системе через в том числе измерительные материалы», — сказал Ященко, напомнив, что еще четыре года назад этот показатель равнялся 25%. При этом он подчеркнул, что проценты неравномерно распределены по всей стране и складываются из высоких результатов в Москве и низких — в отдельных регионах.


«За каждым процентом стоит судьба живого ребенка. В этих 15% в том числе ребята, которые имеют какие-то социальные проблемы, проблемы здоровья, но по разным оценкам, таких детей не более трети, значит с остальными детьми мы где-то недоработали: в школе или родители своевременно не заметили», — считает Ященко. По его мнению, этот процент можно снизить минимум в три раза. 


С ним согласен и другой эксперт — заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО Евгений Ямбург. В беседе со «Штормом» он подчеркнул: необходимо обучать детей в соответствии с их особенностями.


«Все больше детей с задержкой в развитии, особенно в цивилизованных странах. Чем выше уровень медицины, тем хуже состояние здоровья. Мы вытаскиваем 500-граммовых детей. Конечно, нужно спасать каждую жизнь. Но надо понимать, что такой ребенок может иметь угрозы (болезни. — Примеч. «Шторма»): сетчатки глаза, синдром дефицита внимания и другое, к этому нужно быть готовым. И это особая компетенция — обучать таких детей», — подчеркнул Ямбург.


Говоря об уровне образования в России в целом, он напомнил, что на международных олимпиадах по информатике, химии и ряду других дисциплин наши школьники занимают первые места. По этой причине Китай даже перенял российские методики подготовки олимпиадников по точным наукам. 


При этом состояние гуманитарных наук в России вызывает у Ямбурга беспокойство. «За гуманитарный контент я очень переживаю, если министр культуры (Владимир Мединский. — Примеч. «Шторма») говорит, что история — не место для дискуссии, большой ему привет, но я как раз считаю это место для дискуссии», — сказал он.


Поясняя свою точку зрения, эксперт привел в пример так называемые перевернутые уроки, когда школьники получают исторические документы по какому-либо событию, анализируют и вступают в полемику с одноклассниками, доказывая собственную точку зрения. Педагог в данном случае выступает в роли модератора, который следит, чтобы дискуссия не выходила за рамки темы и делового этикета.


Один из факторов, благодаря которому Россия сможет повысить уровень образования, по мнению экспертов, — это правильное стимулирование школ и выстраивание системы независимого контроля знаний учащихся. Примерно такой же совет дают авторы доклада Всемирного банка: качественная оценка образования, ориентированность школ на интересы всех учащихся и повышение квалификации учителей.

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...