Ксения Собчак собрала необходимые 100 тысяч подписей для окончательной регистрации в ЦИК в качестве кандидата в президенты России. «Шторм» узнал у руководителя сети ее региональных штабов Тимура Валеева, как удалось так быстро собрать голоса в поддержку Собчак — несмотря на негативное отношение к ней многих россиян, когда будет опубликовано исследование антирейтинга Собчак, проведенное двумя независимыми группами социологов, и как проходит проверка подлинности подписей.
По словам Валеева, задача команды Собчак состоит в следующем: путем определенных шагов в рамках кампании обратить «якобы антирейтинг» в голоса в поддержку кандидата. На вопрос «Шторма» о данных ВЦИОМ относительно антипатии к телеведущей 90% россиян, Валеев ответил, что у активистов есть претензии к социологическому центру. «Мы не знаем, какие вопросы он [ВЦИОМ] задавал и в каком контексте», — пояснил он.
«У нас сделаны две параллельные независимые друг от друга социологии [посвященные антирейтингу Собчак]. И мы данные изучаем и приняли уже некоторые корректировки нашей кампании», — поделился руководитель региональных штабов Собчак. Однако, по его словам, данные исследований опубликуют позднее.
Валеев сообщил «Шторму», что подписи за Собчак удалось собрать быстро из-за «высокой узнаваемости кандидата». «Понимаете, в чем фишка: Ксения Собчак — кандидат, у которого узнаваемость как у Путина. Вот мы ездим в регионы. Куда бы мы ни приходили, все — от маленьких до больших — знают, кто такая Ксения Собчак», — уточнил он.
«Ты подходишь и говоришь: «Я — сборщик Собчак». И тебе либо сразу ставят подпись, либо сразу шлют в жопу. Поэтому количество людей, которых ты обходишь за день, больше. Человеку надо 10-15 минут объяснять, кто такой Грудинин. А нам не нужно этого делать», — рассказал Валеев.
Штабам Собчак не ставилась задача собрать подписи как можно быстрее, однако планировалось уложиться в намеченный график. «Норма на крупные города и там, где у нас сильные штабы, — 2500 подписей. На некоторые стояла 2000. Какие-то регионы выполняют эти нормы, какие-то нет», — пояснил Валеев. Он добавил, что если бы штаб принял все подписи, в том числе «рисовки», 100 тысяч голосов набралось бы уже 15 января. Однако в некоторых регионах процент отбракованных подписей оказался очень высоким.
«Самый рекордный случай [рисовки подписей] — в Тюмени, когда сборщик принес в штаб 1500 подписей и сказал, что все это собрал сам», — поведал Валеев. По его словам, тюменские активисты сами провели проверку, а затем на всякий случай отправили несколько десятков отсканированных листов в Москву. «Москва подтвердила, что это все рисованные подписи и их принимать не нужно. Человек согласился, взял эти подписи и никогда больше в штабе не появлялся. Таких людей в регионах очень много», — сказал Валеев.
В некоторых местах подделка подписей может быть диверсией, но основная причина «рисовки» — отсутствие необходимых навыков сбора настоящих подписей, считает соратник Собчак. «Настоящие, честные подписи в последние лет 20 собирали только в Москве и Санкт-Петербурге. Мы столкнулись с проблемой на федеральном уровне», — поделился Валеев и рассказал, как проверяли подписи.
«Что мы делаем [если есть сомнения в подлинности подписей]? Мы начинаем обзванивать этих людей. Мы отправляем выездную бригаду. Если мы видим, что люди не подтверждают подписи, у нас есть реальные доказательства, что это рисовка», — объяснил глава сети региональных штабов Собчак.
Гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров сообщил 15 января «Ведомостям», что в октябре 2017-го за кандидата «против всех» никогда бы не стали голосовать 79%, а в январе — уже 90%. Антирейтинг Собчак выше, чем у Владимира Жириновского и Григория Явлинского: за политиков не намерены голосовать 45% россиян. Тем не менее, по словам политолога Аббаса Галлямова, у Собчак есть все шансы снизить негативный антирейтинг и сменить образ «блондинки, пьющей шампанское стоимостью десять пенсий», на имидж серьезной политической фигуры либерального фронта.