Заявление Варшавы, что при ремонте самолета президента Польши Леха Качиньского Ту-154 в России заложили тротил, являются чушью и «разворошением старых могил», заявил глава комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий. Депутат в беседе с Daily Storm напомнил, что Москва предоставила польской стороне все необходимые материалы для расследования и не раз приносила соболезнования. Сообщение о взрывчатке, заложенной в самолет, который позже потерпел крушение под Смоленском, — это попытка заработать политические очки у «хозяев в Вашингтоне», уверен Слуцкий.
«Чушь и торговля русофобией в попытке заработать очки у старших братьев по ЕС и хозяев в Вашингтоне. Россия считает трагедией авиакатастрофу под Смоленском, в которой погиб Качиньский. Мы многократно выражали свои соболезнования, предоставляли все необходимые материалы для расследования», — сообщил Слуцкий.
«Однако в Польше решили разворошить старые могилы спустя 10 лет на волне антироссийской истерии на Западе. Это недостойно, это кощунственно», — резюмировал он.
Ранее 31 июля польская комиссия по повторному расследованию крушения самолета Качиньского (в 2010 году) представила фильм, в котором утверждается, что причиной авиакатастрофы стал взрыв тротила, который заложили во время ремонта воздушного судна в России.
«Нет сомнений в том, что трагедия была вызвана целым рядом преднамеренных действий, как в области капитального ремонта самолета Ту-154М, <...> подготовки официальной правительственной делегации в Катынь, преднамеренно ложного ведения самолета на посадку за тысячу метров до аэропорта российскими контролерами, так и аварией и взрывами, которые в конечном счете уничтожили самолет и привели к гибели президента Польши и всей правительственной делегации», — приводит ТАСС выдержки из материалов фильма.
По словам польских специалистов, наличие следов взрывчатых веществ на борту самолета Качиньского (тротила, пентрита и гексогена) подтвердили их коллеги в Великобритании. Следы взрывчатки нашли, отмечается в фильме, в пробах, взятых с частей самолета, которые меняли техники в России во время ремонта принадлежавших Польше двух самолетов Ту-154 в 2009 году (одним из этих лайнеров и был потерпевший крушение президентский борт).
«В этом случае лаборатория в штате Орегон (США) выявила наличие тротила. Это была часть, которую никто не раскручивал, кроме ремонтников, а следы тротила были найдены внутри нее», — утверждает вторая комиссия по расследованию крушения Ту-154.
В 2010 году самолет, на котором летели Качиньский, его супруга Мария и другие представители высшего эшелона властей Польши, потерпел крушение под Смоленском на военном аэродроме «Северный». Лайнер, задев деревья, упал в 300 метрах от взлетной полосы. Никто из пассажиров и экипажа (всего 96 человек) не выжил.
Первая комиссия Польши по расследованию катастрофы Ту-154 признала причиной трагедии снижение лайнера ниже разрешенного минимума при посадке, невзирая на густой туман.
В 2011 Межгосударственный авиационный комитет (МАК) составил отчет, в котором крушение самолета польского президента объяснили решением экипажа не уходить на запасной аэродром. Кроме того, сообщалось о недостатках в обеспечении полета и подготовке экипажа.
Однако с 2012 года в польских СМИ появились версии, что на борту самолета произошел взрыв. В 2016 году Варшава отказалась от результатов первой комиссии и решила провести новое расследование. Была также проведена эксгумация тел погибших, включая Качиньского.
В МИД РФ и СКР назвали версию со взрывом «иррациональной». В частности, в Следственном комитете отметили, что следов взрывчатых веществ на фрагментах самолета и останках погибших не было обнаружено, а к катастрофе привели ошибочные действия пилотов. Также в ведомстве отметили, что выполнили более 40 запросов польской стороны во время расследования инцидента.