St
ПАСЕ призовет Россию вернуть обломки самолета Леха Качиньского
На заседании ассамблеи будет рассмотрена резолюция о катастрофе, в которой погибли президент Польши и его семья

ПАСЕ призовет Россию вернуть обломки самолета Леха Качиньского

На заседании ассамблеи будет рассмотрена резолюция о катастрофе, в которой погибли президент Польши и его семья

Фото: © GLOBAL LOOK press

На осенней сессии ПАСЕ, которая пройдет в Страсбурге с 8 по 12 октября, будет рассмотрена резолюция «Крушение польских ВВС, перевозивших государственную делегацию, 10 апреля 2010 года на территории РФ». В ней Москву призывают без проволочек вернуть обломки рухнувшего восемь лет назад самолета Ту-154М, а также воздержаться от каких-либо действий на месте аварии, что власти Польши могут рассматривать как «осквернение этого места, которое имеет сильное эмоциональное значение для многих поляков». Российские политики расценивают это как продолжение антироссийской истерии и вмешательство во внутренние дела РФ. 


Авиакатастрофа под Смоленском произошла в апреле 2010 года и стала крупнейшей по числу жертв, в которой погибли первые лица государства. Трагедия произошла во время захода самолета на посадку. Ее жертвами стали все находящиеся на борту пассажиры и члены экипажа. Всего 96 человек, среди которых президент Польши Лех Качиньский, его жена Мария и многие высокопоставленные чиновники и военные, в том числе начальники штабов (армия, военно-воздушные силы и флот) и президент Национального банка Польши. 


В резолюции ПАСЕ отмечается, что расследование трагедии началось сразу же после крушения. «Польша имела право проводить свое расследование, но польское правительство согласилось с российской стороной, что оно будет проводиться Российским межгосударственным авиационным комитетом (в качестве компетентного органа в государстве, где произошел сбой) с участием польских экспертов», — подчеркивается в документе. 


В нем сообщается о сделанном в докладе следственной группы Российского межгосударственного авиационного комитета от 12 января 2011 года выводе: причина аварии — отказ экипажа принять своевременное решение о переходе на альтернативный аэродром, хотя он неоднократно информировался о реальных погодных условиях на смоленском аэродроме Северный, которые были значительно ниже установленных минимумов аэродрома.


В ПАСЕ указывают на то, что российской стороной в окончательной версии доклада не было учтено мнение Польши, которой пришлось готовить собственный отчет о трагедии. В нем также говорится, что главная причина аварии — спуск ниже минимальной высоты при чрезмерной скорости спуска при плохих погодных условиях, которые препятствовали визуальному контакту с землей, а также отсроченное выполнение процедуры обхода.


«Хотя в обоих докладах сообщается об основном характере трагедии как о несчастном случае, в российском отчете возлагается вся ответственность за членов экипажа воздушного судна; польские следователи пришли к выводу, что российское управление воздушным движением также сыграло определенную роль в аварии, передав экипажу неверную информацию о положении воздушного судна и что недостатки смоленского аэропорта способствовали катастрофе», — говорится в резолюции ПАСЕ.  


Европарламентарии указывают, что в апреле 2018 года комитет по повторному расследованию аварии Ту-154М в Смоленске, назначенный правительством Польши, опубликовал новый отчет, в котором пришел к выводу, что самолет был «разрушен в воздухе в результате нескольких взрывов».


«Спустя восемь лет после аварии РФ все еще сохраняет обломки самолета, черные ящики с оригинальными полетными данными и другие доказательства. Хотя копии полетных данных и некоторые вещественные доказательства были переданы польским властям, Польша в течение многих лет настаивала на возвращении обломков и всех оригинальных материалов. В обеих странах уголовные расследования, связанные с катастрофой, по-прежнему открыты», — подчеркивают в ПАСЕ. 


Ассамблея напоминает, что в соответствии с приложением 13-й Чикагской конвенции государство должно вернуть обломки и другие доказательные материалы в государство регистрации воздушного судна, как только будет завершено техническое исследование, которое было проведено еще в январе 2011 года.


«Продолжающийся отказ властей РФ вернуть обломки и другие доказательства представляет собой злоупотребление правами и подпитывает спекуляции о том, что у России есть что скрывать», — делают вывод в ПАСЕ. 


Как считают российские эксперты, основной причиной того, что тема катастрофы вновь появилась в международной повестке, является ухудшение отношений между Россией и Польши. Именно в Польше будет размещена военная база США, там происходили нападения на посольство РФ, также страна стала лидером по сносу памятников советским войнам. В 2017 году Совет Федерации обратился к президенту России с просьбой ввести санкции против Польши в ответ на снос памятников. 


«Всестороннее расследование крушения самолета с Лехом Качиньским завершено. Все результаты переданы польской стороне. Российские правоохранительные органы неоднократно помогали делегациям всех уровней, которые прилетали из Польши и проводили дополнительные расследования. Уже должны все успокоиться, так как самолет упал по вине пилотов, оказавшихся под давлением главкома ВВС Польши и других версий быть не может», — заявил «Шторму» сенатор-международник Игорь Морозов.


По его словам, ни в коем случае нельзя идти на по поводу у авторов резолюции и выполнять их требования, которые продиктованы им польскими националистами.


«Все, что касается РФ, нашей территории, законодательства — это дело только российского правительства. На месте крушения лайнера мы вправе делать все, что определяем мы сами, так как эта территория принадлежит смоленскому аэродрому. Сейчас там заложен памятный камень, можно пойти навстречу полякам и установить памятник», — говорит политик. 


«Меня не очень интересует то, о чем говорят ребята в ПАСЕ. Я считаю, что это задворки политической жизни современной Европы, и серьезно вникать в то, о чем они говорят, мне не хочется. Все-таки мы занимаемся серьезной политикой, а они — политическим шарлатанством», — заявил «Шторму» зампред комитета по международным делам Совета Федерации Андрей Климов, считающий, что ПАСЕ просто ищет очередной повод уколоть Россию. 


«Цель этого доклада — посеять смуту среди тех представителей ПАСЕ, которые критически относятся к России, чтобы убедить их, что якобы мы сбили этот самолет. Тем самым они хотят еще больше зашельмовать нашу страну в международном политическом пространстве. Даже если этот доклад ничем не кончится, он сыграет свою роль в повышении недоверия к России среди тех, кто этим недоверием уже охвачен», — считает глава комитета по международным делам Госдумы Леонид Слуцкий.


По его словам, подобное шельмование — это определенный дипломатический прием, авторы которого, как правило, находятся далеко за пределами Совета Европы. Также, отмечает Слуцкий, было с резолюциями по досье Магнитского, которые исходили от владельца фонда Hermitage Capital Management Уильяма Браудера.


«Ничего нового в подобных вещах нет, мы к ним относимся философски, и в любом случае, на реноме России среди тех, кто ее воспринимает конструктивно, это не скажется», — убежден Слуцкий, связывающий появление резолюции с возможным возвращением России к работе в ПАСЕ.