Генпрокурор Игорь Краснов попросил президента России Владимира Путина передать его ведомству функции представителя РФ в ЕСПЧ из-за «юридической агрессии» со стороны Украины, WADA и бизнесмена Михаила Ходорковского. Сейчас эти функции возложены на заместителя министра юстиции. Глава государства оставил на письме Краснова резолюцию «согласен», передает РБК.
«Генпрокурор Игорь Краснов обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой передать Генпрокуратуре полномочия по представлению интересов России в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) и других международных судах и арбитражах», — пишет газета.
Издание отмечает, что сейчас функции представителя России в ЕСПЧ выполняет заместитель министра юстиции. Эту должность с 2017 года занимает Михаил Гальперин. Генпрокурор также отмечает, что статус российской прокуратуры по-прежнему высоко оценивается в мире, несмотря на ухудшение отношений РФ с другими странами.
«На общем фоне понижения уровня сотрудничества европейских государств с Российской Федерацией и в целом непростых взаимоотношений с партнерами по Совету Европы место прокуратуры Российской Федерации в системе координат этой организации по-прежнему высоко, о чем свидетельствует предстоящая в июле 2021 года в Санкт-Петербурге конференция руководителей прокуратур европейских государств», — уточнил он.
Одним из примеров, которые оказались в письме Краснова, стало «вызволение из зарубежных тюрем» экс-главы Минатома Евгения Адамова и топ-менеджера ОДК Александра Коршунова, которые были задержаны в Европе по запросам США: Адамов — за хищение средств, а Коршунов — за шпионаж.
«Ситуация с защитой интересов Российской Федерации, российских граждан и организаций остается сложной. Продолжается так называемая юридическая агрессия против нашего государства, развязанная прежде всего российскими и иностранными предпринимателями (Сергеем Пугачевым, Михаилом Ходорковским, Леонидом Невзлиным, Игорем Коломойским, Ринатом Ахметовым и другими), а также отдельными государствами», — отмечается в документе.
«Со ссылкой на события на юго-востоке Украины против России поданы индивидуальные и межгосударственные жалобы в ЕСПЧ. По-прежнему непростая ситуация сохраняется в связи с расследованиями Всемирного антидопингового агентства (WADA) в адрес российских спортсменов и организаций и введенными в связи с этим санкциями. Сложившаяся ситуация требует безотлагательных мер», — добавил Краснов.
Генпрокуратура, по его словам, «обладает всем инструментарием для наиболее эффективного обеспечения защиты государства, российских граждан и организаций в международных и зарубежных судебных процессах». Так, ведомство, поясняет он, может потребовать материалы уголовных дел в судах и следственных органах других стран, запрашивать сведения, составляющие банковскую и налоговую тайну, и так далее.
В качестве примера стран, где функции Генпрокуратуры и представителя в международных судах совпадают, Краснов привел Албанию, Исландию, Испанию, Кипр, Мальту, Норвегию, Португалию и Словению.
17 февраля Европейский суд по правам человека потребовал от России немедленного освобождения оппозиционера Алексея Навального. Адвокат политика Ольга Михайлова получила из ЕСПЧ письмо с обращением к Москве. Она отметила, что подобное решение суд в Страсбурге «принял впервые, и российские власти должны его исполнить».
Глава Минюста РФ Константин Чуйченко заявил, что требование Европейского суда по правам человека освободить из-под стражи Навального является беспрецедентным и грубым вмешательством в деятельность судебной власти России. По его словам, эта инициатива «заведомо неисполнима», потому что для этого нет правовых оснований.
Заместитель председателя Госдумы Петр Толстой ранее заявил, что Россия в рамках положений своей Конституции не будет выполнять требование ЕСПЧ освободить Навального. Он напомнил о статье, которая «говорит о том, что международные обязательства страны исполняются, но при этом политизированные трактовки международных органов, таких как ЕСПЧ», в случае их противоречия Основному закону, выполняться не будут.