В ближайшее время будет проведена работа по технической отладке и налаживанию стабильной работы Московских центральных диаметров (МЦД), движение по которым было запущено 21 ноября, сообщил мэр Москвы Сергей Собянин. Градоначальник подчеркнул, что над выявленными «техническими огрешностями» нужно спокойно работать и устранить их в максимально сжатые сроки.
«Конечно, есть какие-то технические огрешности, но тем не менее, над этим нужно спокойно работать, последовательно и в максимально короткие сроки устранить те проблемы, которые, естественно, будут возникать в ходе эксплуатации таких масштабных, огромных проектов», — сказал Собянин в интервью программе «Неделя в городе» телеканала «Россия 24», комментируя первые дни эксплуатации МЦД.
«Вы видели, как мы активно продолжали совершенствовать работу по МЦК [Московское центральное кольцо] после его открытия, примерно такая же работа, пожалуй, даже более масштабная, будет происходить и на уже открытых МЦД. Это отладка всей системы взаимодействия различных организаций, а во-вторых, это прокладка еще дополнительных путей, поставка нового подвижного состава», — добавил мэр Москвы.
Движение по первых двум маршрутам диаметров — МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» и МЦД-2 «Курско-Рижский» — было запущено 21 ноября. На запуске присутствовали президент России Владимир Путин, мэр Москвы Сергей Собянин, глава Минтранса РФ Евгений Дитрих, губернатор Московской области Андрей Воробьев и гендиректор — председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров.
Только за первый день работы МЦД новым наземным метро воспользовались более 500 тысяч пассажиров. При этом у многих из них возникли жалобы на укороченные составы, сбой в работе билетной системы, уменьшение количества поездов и их задержки, а также на режим работы дверей в поездах «Иволга». Эксперты, проанализировавшие первые два дня работы МЦД, считают закономерными трудности, с которыми столкнулись пассажиры. По мнению специалистов, проекты такого масштаба и сложности всегда сопряжены с рисками неполадок при запуске.
«В первые два дня работы Московских диаметров имели место сбои в системе оплаты, однако это стоит связывать со сложностью внедрения новой системы, охватывающей территории Москвы и Московской области с численностью населения более 20 миллионов человек. Понятно, что при запуске подобного грандиозного проекта в начале работы возможны сбои, учитывая, что это новая практика», — рассказал ТАСС директор по экспертной работе Центра экономики инфраструктуры Максим Фадеев.
Глава центра компетенций ассоциации «Цифровая эра транспорта» Александр Сыромятников отметил, что в первые два дня работы МЦД поступает много сообщений о сбоях в системе оплаты. Однако, отметил эксперт, необходимо учитывать, что эта система объединяет несколько зон огромной площади с разными тарифами и способами оплаты. «Если посмотреть, как, например, происходило открытие всеми любимого Диснейленда, то также было много накладок. Но теперь о них никто и не вспоминает. При этом все хотят туда попасть. Уверен, так же будет и с МЦД», — добавил он.
О планах запуска проекта МЦД было объявлено в ноябре 2017 года. Президент России Владимир Путин одобрил проект и признал его одним из приоритетных в московском транспортном узле. В основу проекта легли заложенное в 1971 году в генеральный план Москвы сквозное движение электричек через столицу. В его реализации принимали участие правительства Москвы и Подмосковья, РЖД, Минтранс и столичный метрополитен. Ожидается, что первые диаметры улучшат транспортное обслуживание более четырех миллионов человек, проживающих в столице и области. В перспективе планируется запуск еще трех маршрутов, которые свяжут в сквозные диаметры шесть радиальных направлений столичного железнодорожного узла. Предполагается, что в результате реализации проекта, например, перемещение между московскими аэропортами будет занимать не более часа.