Советника главы «Роскосмоса» по информационной политике Ивана Сафронова задержали в Москве по подозрению в госизмене, сообщила пресс-служба госкорпорации. Задержание не связано с работой в «Роскосмосе», уточняется в сообщении. Позднее 7 июля ФСБ сообщила, что Сафронова подозревают в работе на одну из спецслужб НАТО. Он занял свой пост в «Роскосмосе» около двух месяцев назад, ранее он работал журналистом «Коммерсанта» и «Ведомостей».
«В Москве задержан советник генерального директора государственной корпорации «Роскосмос» Сафронов Иван Иванович. Сафронов, выполняя задания одной из спецслужб НАТО, собирал и передавал ее представителю составляющие государственную тайну сведения о военно-техническом сотрудничестве, обороне и безопасности РФ», — цитирует сообщение ФСБ РИА Новости.
«Сафронову И.И. предъявлено обвинение по статье 275 УК РФ («Государственная измена»). На данный момент проводятся следственные мероприятия. Госкорпорация «Роскосмос» оказывает всяческое содействие следственным органам. Задержание Сафронова И.И. не касается текущей работы в госкорпорации «Роскосмос», — говорится в сообщении пресс-службы «Роскосмоса».
Источник Telegram-канала «ВЧК-ОГПУ» отмечает, что больше года назад Ивана Сафронова вызвали в ФСБ, где с ним «долго беседовали о статье в «Коммерсанте» про контракт на поставку в Египет истребителей СУ-35». После ее публикации госсекретарь США Майк Помпео якобы угрожал Египту санкциями в случае покупки российских самолетов, а в отношении издания завели административное дело о разглашении гостайны. «Коммерсантъ» снял статью с публикации. Суд отказался рассматривать дело против издания, в поступивших в суд материалах не было указано, какая гостайна была разглашена, пишут авторы канала. Из-за статьи Сафронова контракт на поставку СУ-35 в Египет «на огромную сумму» заморозили, поскольку изменилась позиция США, а административное дело стало уголовным, сообщает «ВЧК-ОГПУ».
Главред «Коммерсанта» Владимир Желонкин заявил, что ему неизвестно об интересе ФСБ к статье Сафронова о контракте на поставку Су-35 для Египта. «Я не буду заниматься домыслами. Мне неизвестно о каких-либо разбирательствах, связанных со статьей Ивана Сафронова», — сказал он РБК.
О назначении 30-летнего Ивана Сафронова на должность в госкорпорацию стало известно 18 мая 2020 года. Источник ТАСС в «Роскосмосе» рассказывал, что Сафронов будет заниматься «выстраиванием информационной политики внутри госкорпорации и входящих в нее предприятий, также ему доверено кураторство ряда спецпрограмм «Роскосмоса».
Иван Сафронов родился в Москве 18 мая 1990 года, он окончил Высшую школу экономики по специальности «журналистика». В 2010-2019 годах был корреспондентом «Коммерсанта», в 2019-2020-х — спецкором «Ведомостей». Сафронов освещал деятельность оборонно-промышленного комплекса, космическую промышленность, а также военное и военно-техническое сотрудничество, как уточнял «Коммерсантъ».
Ивана Сафронова и его коллегу Максима Иванова уволили из «Коммерсанта» после статьи о возможной отставке спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко. Председатель Совфеда говорила, что не имеет отношения к увольнению журналистов, «никогда никому не звонила, не давила» и «не пользовалась телефонным правом и в данном случае».
После ухода Иванова и Сафронова весь отдел политики «Коммерсанта» написал заявления об увольнении. В коллективном обращении журналистов указывалось, что увольнение Сафронова и Иванова «им объяснили требованием акционера издательского дома, бизнесмена Алишера Усманова». Представители Усманова говорили «Ведомостям», что тот «не вмешивается в редакционную политику» и что он «узнал об увольнении сотрудников «Коммерсанта» из сообщений прессы».
Отец Ивана Сафронова Иван, полковник ракетных войск в отставке, тоже работал в «Коммерсанте», он был военным обозревателем. Он погиб 2 марта 2007 года при невыясненных обстоятельствах — выпал из окна лестничной площадки своего дома. Войдя к себе в подъезд, мужчина, по всей видимости, поднялся не к своей квартире на третьем этаже, а выше. Его кепку и пакет с покупками нашли на подоконнике лестничной площадки, расположенной между четвертым и пятым этажами.
Последние говорившие с ним по телефону собеседники отмечали, что у Сафронова был странный голос — знакомый Вячеслав Давыденко сказал, что Иван Сафронов «разговаривал со ним как с чужим человеком», ему показалось, что у журналиста «случилась какая-то беда». Незадолго до смерти он готовил публикацию о поставках истребителей Су-30 в Сирию и зенитных ракетных комплексов С-300В в Иран и говорил, что ФСБ угрожает ему обвинением в разглашении гостайны, писал «Коммерсантъ». По факту смерти журналиста прокуратура завела дело о доведении до самоубийства, но позднее закрыла его из-за отсутствия состава преступления.