Пилот Денис Евдокимов, управлявший посадкой самолета Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100), сгоревшего 5 мая в Шереметьево, не согласился с обвинениями СКР в гибели по неосторожности 41 человека. По версии Евдокимова, к трагедии привели неисправности в управлении SSJ 100, а также открытая кем-то в панике дверь, способствовавшая быстрому охвату салона самолета огнем. Об этом сообщает «Коммерсантъ».
По версии СКР, при возвращении в Шереметьево пилот совершил посадку с превышением вертикальной и горизонтальной скоростей и с большим углом атаки, что привело к «козлению» — подпрыгиванию SSJ 100 от ударов о взлетно-посадочную полосу. В итоге, как установила экспертиза, стойка шасси подломилась, пробила топливные баки с керосином и начался пожар.
Евдокимов пояснил следователю, что причина авиакатастрофы — не неправильные действия экипажа, а «некорректное поведение» самолета, который не слушался бортовой ручки управления. Также пилот добавил, что сильный пожар произошел, когда кто-то при посадке открыл заднюю дверь в салоне и образовавшийся воздушный поток раздул пламя. Жертв можно было избежать, поскольку корпус самолета был в состоянии выдерживать большие температуры, но открытая в панике пассажирами дверь стала причиной возгорания лайнера, уверен Евдокимов.
Пилоту предъявлено обвинение по части 3 статьи 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации судна воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц»), максимальная санкция по которой предусматривает семь лет лишения свободы. При этом родственники погибших, а также выжившие пассажиры и члены экипажа признаны следствием потерпевшими по делу и собираются подавать иски к Евдокимову.
Адвокаты пилота выступили с ходатайством о проведении дополнительной экспертизы узлов крепления шасси, которые должны были не пробить топливные баки, а подломиться или отлететь от ударов при посадке. Также защита Евдокимова выступает за новую проверку материалов салона на горючесть и исправность электродистанционных систем управления SSJ 100.
Ранее Межгосударственный авиационный комитет (МАК) опубликовал предварительный отчет по результатам расследования катастрофы. В документе подтверждается версия, что во время посадки самолет несколько раз ударился о взлетно-посадочную полосу (ВПП), подломились стойки шасси, повредились баки с топливом и начался пожар. Также, по заключению МАК, масса SSJ 100 превышала максимально допустимую посадочную массу.
5 мая 2019 года самолет авиакомпании «Аэрофлот», следовавший из Москвы в Мурманск, совершил аварийную посадку в «Шереметьево». SSJ 100 трижды ударился о взлетно-посадочную полосу и загорелся, в результате чего погиб 41 человек из 78 находившихся на борту, еще 10 получили ожоги дыхательных путей и тела, отравление дымом и ушибы. После трагедии «Аэрофлот» отменил около 50 рейсов, которые выполняли самолеты этой модели.