Для предотвращения образования гололедицы на дорогах их нужно покрывать электропроводящим «теплым» бетоном (ЭПБ). С такой инициативой выступили специалисты из Российского дорожного научно-исследовательского института (РосдорНИИ). Заведующий кафедрой строительства и эксплуатации дорог Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) профессор Виктор Ушаков считает, что идеи коллег из РосдорНИИ имеют право на жизнь, но не получат широкого распространения, в первую очередь, из-за экономического фактора.
«Это интересный проект, поскольку «теплые дороги» позволят снегу и льду быстрее таять. Также они будут эффективны в борьбе с гололедом из-за нанесенного защитного слоя, что положительным образом скажется на безопасности водителей и пешеходов», – сказал Daily Storm профессор.
По словам Ушакова, речь в данном случае стоит вести о точечных площадях: мостах, съездах и путепроводах.
«С учетом развития инновационных материалов и появления новых видов бетона эти сложные для эксплуатации в зимний период участки можно сделать «теплыми». Однако укладывать электропроводящий цементобетон на магистрали считаю совершенно неоправданным шагом», — добавил собеседник DailyStorm.
Ушаков пояснил, что подобные работы повлекут за собой капитальный ремонт, и, соответственно, «займут много времени при подключении полотна к источникам питания».
Директор Центра градостроительных компетенций Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС Ирина Ирбитская в беседе с RT отметила, что снабжать ЭПБ электричеством слишком дорого для постоянного использования, но если энергию будут вырабатывать альтернативные источники, то проект может быть успешен.
Такого же мнения придерживается и Ушаков. По его словам, расход электроэнергии для «теплых» дорог будет высоким, что повлечет огромные траты. В качестве примера профессор вспомнил, как 10 лет назад подобный пилотный проект был запущен в Москве на улице Тверской: «Недалеко от здания мэрии определенный участок дороги прогревался, чтобы снег и лед быстрее таяли. Однако продвижения идея не получила. Это свидетельствует о том, что были определенные проблемы».
В 2018 году в России начали тестировать для уборки снега на дорогах беспилотные машины. Первым пилотным регионом стала Рязанская область. В качестве основы использовали мини-трактор «Агробот», который укомплектован светоотражателями и навесным оборудованием для снегоуборки. Как рассказал РИА Новости представитель Национальной технологической инициативы Ярослав Федосеев, все беспилотники удаленно контролируются диспетчером. Он сообщил, что при их использовании скорость уборки снега на дорогах увеличится на треть.