В Алма-Ате после продолжительной болезни скончался ветеран Афганской войны, командир 177-го отдельного отряда специального назначения [ооСпН] ГРУ Генштаба ВС СССР, полковник в отставке Борис Керимбаев по прозвищу Черный майор (Кара-майор). За его голову командир моджахедов Ахмад Шах Масуд обещал заплатить один миллион долларов. 12 января Керимбаев отметил 71-й день рождения и не дожил трех дней до 30-й годовщины окончания вывода советских войск из Афганистана.
«Борис Керимбаев был самым знаменитым ветераном Афганской войны, командиром 177-го отряда специального назначения. Был полковником в отставке. Умер сегодня утром в 08:25 в госпитале Алма-Аты. Прозвище Кара-майор он получил, будучи командиром второго «мусульманского» батальона, а привязалось оно на всю жизнь», — рассказал изданию Zakon.kz заместитель председателя президиума РОО «Совет генералов» Казахстана генерал-майор Махмут Телегусов.
В 1981 году под руководством Керимбаева был собран 177-й отряд военной разведки ГРУ, в который в основном входили казахи, таджики, узбеки и киргизы. Поэтому отряд получил неофициальное название «2-й мусульманский батальон». Первоначально его боевая деятельность сводилась к разведке, засадным операциям и участию в открытых столкновениях. Но все изменилось, когда в конце мая 1982 года Керимбаеву поставили задачу занять только что освобожденное советскими войсками Панджшерское ущелье.
События, в которых участвовал отряд Керимбаева известны как Панджшерская операция 1982 года. Руководство Афганистана хотело взять под контроль Панджшерское ущелье и просило о содействии СССР. Несколько тысяч боевиков под руководством Ахмада Шаха Масуда к тому моменту укрепили свои позиции, создали резервы оружия и боеприпасов и наладили агентурную сеть. Со стороны советской армии в боевых действиях было задействовано около 12 000 человек и 320 единиц бронетехники. Операция продолжалась две недели и завершилась поражением моджахедов, но советское командование решило полностью заблокировать противнику проход через ущелье и для этого в населенном пункте Руха был оставлен 177-й отряд военной разведки.
«Отряд был на большом доверии, и нам поручали самые сложные участки. Что такое Пандшер, кто воевал, тот знает. А мы всегда находились на передовой позиции, за нами — десантники. Основная тяжесть приходилась на наш отряд», — вспоминал Керимбаев.
Вместо 30 суток отряду пришлось удерживать позиции около девяти месяцев. Несмотря на тяжелое положение, в отряде погибли только 45 человек. Главным противником Бориса Керимбаева был сам Ахмад Шах Масуд по прозвищу Панджшерский лев. Афганский полевой командир был очень опытен. По его указанию душманы применяли следующую тактику: специально выходили на открытую местность по одному-два человека, если видели отдельные группы советских военных, и уходили назад, оказывая сопротивление. Из-за этого некоторые солдаты теряли бдительность и попадали в ловушку — так называемый мешок.
Отряд Керимбаева не только удерживал позиции, но и атаковал. Например, военнослужащие устраивали двойные засады. Во время одной из таких операций был захвачен инструктор из Пакистана, безопасность которого обеспечивали несколько боевиков. Он раскрыл схему вражеских минных полей и местоположение складов.
Моджахеды не смогли выбить отряд Черного майора из ущелья. Ахмад Шах Масуд предлагал один миллион долларов за голову Керимбаева, но Черный майор пришел к нему на переговоры сам, один и без оружия, чем очень впечатлил полевого командира. Об этом случае рассказал ветеран войны в Афганистане Амангельды Жантасов в своей книге «Отряд Кара-майора». Борис Керимбаев предложил Масуду прекратить боевые действия, перейти на сторону Народно-демократической партии и занять пост министра обороны. Вскоре после этого командир боевиков пошел на перемирие.
Позже 177-й ооСпН, переименованный в 1984 году во второй Газнийский мотострелковый батальон, выполнял наиболее ответственные задания командования, принимая участие в самых горячих точках Афганистана: на перевале Саланг, в Джелалабаде, под Кабулом и Баграмом. В феврале 1989 года отряд последним вышел из Афганистана.
После расформирования подразделения ряд офицеров и военнослужащих отряда стали руководителями общественных объединений, государственных учреждений и частных предприятий.