Директор Института исследования проблем современной политики Антон Орлов предложил ввести новую уголовную статью за мошенничество в сфере ритуальных услуг. В частности, по его мнению, за решетку стоит отправлять тех, кто продает бесплатную землю для захоронений. Президент Ассоциации крематориев РФ Алексей Сулоев заявил, что в качестве превентивной меры необходима инвентаризация кладбищ. Но есть другая проблема — незаконная продажа данных о смерти ритуальным агентам.
Эксперт отметил, что возможность торговать землей появляется только в случае, если на кладбище есть старые, неучтенные захоронения, у которых нет ответственных лиц. По словам Сулоева, в 2000-х годах он был первым, кто в России провел инвентаризацию кладбищ. Тогда среди захоронений в Москве удалось выявить 26% участков, которы были бесхозными, что и приводило к коррупции.
«На самом деле проще навести порядок в сфере похоронной деятельности, то есть провести инвентаризацию кладбищ. К слову, подобные поручения президент дал еще в 2017 году. Но в большинстве регионов России они до сих не выполнены, а примерно половина существующих в стране кладбищ, по большому счету, нигде не числится», — пояснил специалист в разговоре с «Инфо 24».
Сулоев рассказал, что в 2000-х он и его коллеги сделали четыре экземпляра базы данных захоронений. Одну они оставили руководству кладбища, вторую отдали ГУП (государственное унитарное предприятие), третью — министру, четвертую — мэрии. Таким образом было создано несколько рычагов контроля, благодаря которым стало проще пресекать мошенничество.
Сулоев подчеркнул, что России стоит обратить внимание на европейский опыт. По его словам, в ряде западных стран людям предоставляют паспорт захоронения и договор на могилу родственника на несколько десятков лет. Когда срок истекает, его можно продлить. В противном случае останки либо кремируют, либо закапывают глубже, а сверху хоронят другого умершего.
По мнению эксперта, нелегальная продажа участков — не такая страшная проблема, как незаконная продажа информации о смерти. По данным налоговой инспекции, оборот похоронного рынка от этой деятельности составляет более 60 миллиардов рублей в год, а неофициально — 200-250 миллиардов рублей. Сулоев отметил, что структуры, которые должны с этим бороться, сами сотрудничают с мошенниками. Это врачи скорой помощи, участковые и операторы экстренных служб, получающие звонок о факте смерти.
«Мы провели исследование и выявили, что в Европе за слив информации о смерти дают пять лет тюрьмы и до 100 тысяч штрафа. Как только такую статью ввели, сразу везде такая деятельность прекратилась. Сейчас это [продажа информации о смерти] как коррупционная составляющая осталось только в России», — заявил глава Ассоциации крематориев.
Он добавил, что в случае реализации инициативы Антона Орлова смотрители кладбищ или другие заинтересованные лица будут продавать землю не за миллион рублей, а за два миллиона, так как их «риски», связанные с коррупцией, возрастают.
В своем обращении к главе Совфеда Валентине Матвиенко Орлов пояснил, что федеральное законодательство и региональные правовые акты в области погребения гарантируют гражданам получение целого ряда услуг на безвозмездной основе. Именно этим и пользуются мошенники.
Поэтому эксперт предложил наказывать их штрафом до 300 тысяч рублей или отправлять в тюрьму на срок до четырех лет. Если сумма ущерба составляет более 250 тысяч рублей, то штраф должен составить до миллиона рублей, а тюремный срок — до восьми лет.