В Белоруссии назвали неправдой статью New York Times о том, что угроза взрыва на борту лайнера авиакомпании Ryanair с журналистом Романом Протасевичем была заведомо ложной, а экстренную посадку самолета организовали спецслужбы. Директор департамента по авиации белорусского Минтранса Артем Сикорский посчитал материал американского издания «информационным вбросом».
«Директор департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Артем Сикорский назвал материал New York Times о посадке самолета Ryanair в Минске информационным вбросом», — указывается в сообщении агентства Sputnik.
Сикорский считает, что информация, появившаяся в американском издании, «в первую очередь рассчитана на обычного обывателя, на общественность, на тех, кто не знает специфики гражданской авиации». «Для нас как для профессионалов эта информация несодержательная и даже нелепая», — цитирует чиновника БелТА.
Директор департамента по авиации Минтранса Белоруссии при этом привел несколько доводов в поддержку своих слов. «Во-первых, в тот день, 23 мая, решение о посадке в Минске принималось командиром воздушного судна. Диспетчер по всем международным правилам и стандартам не может оказывать давление на принятие решения, особенно в условиях угрозы авиационной безопасности», — пояснил Сикорский.
Второй довод — информация появилась в то время, когда Минск ждет от комиссии ICAO и польских властей объективных данных о переговорах внутри кабины самолета и летчиков с диспетчером в Вильнюсе.
«Продемонстрируйте, что мы оказывали какое-то давление, угрожали применением боевой авиации и т.д. Но этого нет. Мы еще 24 мая полностью опубликовали все переговоры между пилотом и диспетчером. <...> Наши западные партнеры такую открытость не проявляли», — подчеркнул чиновник.
Покинувший Белоруссию бывший авиадиспетчер минского аэропорта Олег Галегов, якобы работавший во время инцидента с самолетом Ryanair, бежал в Польшу и озвучил местным властям свою версию инцидента. Галегов заявил, что ситуацией в диспетчерской вышке руководил офицер белорусского КГБ.
Сотрудник спецслужбы, по словам Галегова, все время «поддерживал непрерывный телефонный контакт» с кем-то, кому ему необходимо было докладывать об обстановке.
New York Times отмечает: показания авиадиспетчера не слишком отличаются от того, что уже известно, но теперь у властей Польши появилась возможность построить дело против Белоруссии. Из-за этого расследования, как пишет издание, отношения между Минском и Варшавой могли ухудшиться.
Ранее президент Белоруссии Александр Лукашенко назвал фантазией заявления, что спецслужбы «организовали» посадку самолета авиакомпании Ryanair в аэропорту Минска. «Понимаете, я не собираюсь в чем-либо признаваться вам, я не под следствием. Пожалуйста, внимательнее выбирайте слова. <...> Для спецслужб проведение подобной операции без нарушений международного права или инструкций дорого обошлось бы. Это ваша фантазия», — говорил Лукашенко в интервью телеканалу CNN.
Олег Галегов — этнический грузин, женат на гражданке Белоруссии. В июне он покинул республику и уехал в отпуск. Коллеги диспетчера предположили, что он вернулся на родину, в Грузию. Галегов и его жена скрыли личную информацию в социальных сетях и не выходят на контакт с журналистами. Позднее выяснилоcь, что мужчина сбежал в Польшу, но нынешнее местонахождение Галегова пока неизвестно.
Самолет, на котором находился Протасевич, совершил экстренную посадку в аэропорту Минска 23 мая. Он летел из Афин в Вильнюс. Информация о бомбе на борту не подтвердилась. Кроме Протасевича, белорусские силовики задержали его девушку, гражданку России Софью Сапегу. Оба сейчас проходят обвиняемыми по уголовным делам, связанным с протестами после выборов президента Белоруссии в прошлом году. Протасевичу грозит до 15 лет лишения свободы.
Сапеге в декабре 2021 года было предъявлено окончательное обвинение по ряду уголовных статей: о разжигании вражды, угрозах против сотрудников правоохранительных органов, преступлениях против информационной безопасности и правил обращения с персональными данными. В частности, власти обвиняют Сапегу в ведении Telegram-канала «Черная книга Беларуси». В этом канале публикуются данные белорусских силовиков и судей, которые ведут уголовное преследование участников протестов после президентских выборов.