Комитет Госдумы по местному самоуправлению предложил расширить действие законопроекта, позволяющего освобождать представителей власти от наказания за коррупцию, совершенную по «вынуждающим обстоятельствам». Под этот критерий депутаты отнесли пандемию коронавируса, из-за которой чиновники могли не подать вовремя декларации о доходах и конфликтах интересов. Обратную силу инициатива может иметь с 1 марта 2020 года.
«В сложившихся обстоятельствах при принятии этого законопроекта [предлагаем] рассмотреть возможность придания ему обратной силы и распространить его действие на правоотношения, возникшие с 1 марта 2020 года», — заявили при рассмотрении в Госдуме (цитата по «Коммерсанту»).
По мнению депутатов, необходимо учесть, что когда органы власти закрыты или переведены на удаленную работу, уведомить работодателя или власти о форс-мажоре также становится затруднительно. В связи с этим предлагается разработать форму уведомления на бумажном носителе, которая позволит сообщать о невозможности исполнить антикоррупционные требования.
Воздержавшийся при голосовании член комитета Денис Парфенов (КПРФ) отметил, что в проекте «есть рациональное зерно», так как депутаты, особенно муниципальные, часто из-за требований предоставлять отчетность становятся жертвами «нашего бюрократического государства». С другой стороны, проблема коррупции в российском обществе стоит остро, а эта инициатива выглядит как уступка коррупционерам, отметил коммунист.
Законопроект о возможности отменить наказание за коррупционные нарушения подготовлен во исполнение Национального плана противодействия коррупции на 2018–2020 годы, утвержденного президентом еще в июне 2018 года. Согласно инициативе, чиновников, депутатов, судей и других представителей власти могут освобождать от наказания за коррупционные нарушения, если они совершены в связи с «форс-мажором».
В список допустимых причин входят стихийные бедствия, пожар, эпидемии, забастовки, военные действия, теракты, а также санкции и запреты, принимаемые госорганами, в том числе иностранными. При этом подобными обстоятельствами не могут быть признаны «регулярно повторяющиеся и прогнозируемые события и явления».