В Твери со здания, где ранее располагалось управление Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) СССР, сняли две мемориальные доски, посвященные расстрелянным в 1940 году польским военнопленным. В декабре 2019 года прокуратура Твери потребовала демонтировать их, утверждая, что анализ архивов якобы не подтвердил факт расстрела пленных. Историк, замглавы совета научно-информационного центра «Мемориал» Никита Петров заявил, что представление прокуратуры Твери ложное, потому что существует ряд документов, подтверждающих факт расстрелов польских военнопленных и советских граждан в здании НКВД.
«Было расследование военной прокуратуры по «катынскому делу» о гибели поляков из Осташковского лагеря. Есть выводы прокуратуры, то есть это все доказано, — рассказал Daily Storm историк. — Есть установленные и признанные российским государством факты. В эти факты входит как раз расстрел польских офицеров. Это признано Госдумой, прокуратурой, это признали руководители, начиная от Горбачева и кончая Путиным».
Подобное самоуправство и самодеятельность тверской прокуратуры выглядят просто как хулиганская и глупая выходка, подчеркнул Никита Петров.
На одной из демонтированных табличек говорилось о систематических расстрелах советских граждан в здании, где располагалась внутренняя тюрьма НКВД. «На этот счет имеется заключение управления федеральной службы контрразведки и прокуратуры по Тверской области от 1995 года. Отрицание этих фактов — это оскорбление памяти жертв нашего народа», — добавил он.
Петров сообщил, что таблички демонтировали не представители власти, а неуполномоченные на то неизвестные люди, один из которых, предположительно, участник Национально-освободительного движения (НОД). «Действие во исполнение этого ошибочного постановления прокуратуры является самоуправством, потому что люди, которые демонтировали таблички, — это какие-то самозванцы, Спрашивается, где представители самой прокуратуры, где полиция? Таблички фактически украдены. Как я читал, только одна табличка осталась в университете, вторую, польскую табличку, забрал какой-то нодовец, который является просто-напросто мародером», — сообщил Петров.
Ситуация с мемориальными табличками только ухудшит и без того непростые отношения России и Польши, считает замглавы совета научно-информационного центра «Мемориал». «Данные жесты, которые делаются на местах, и тем более в таком совершенно самоуправном ключе - это просто-напросто вызов нормальным отношениям с сопредельными государствами. Эти отношения, может быть и не в лучшем состоянии сегодня, но, по крайней мере, ухудшать ситуацию совершенно ни к чему», — подчеркнул он.
О снятии табличек 7 мая рассказал в Facebook активист Артем Важенков. Одну доску установили в 1991 по инициативе тверского отделения «Мемориала», на ней написано: «В память о замученных. Здесь в 1930-50-е годы находилось Управление НКВД-МГБ по Калининской области и его внутренняя тюрьма». Вторую — в 1992 году по инициативе польской организации «Катынская семья», на ней было сказано: «Памяти поляков из лагеря Осташков убитых НКВД в Калинине ради предостережения мира».
По данным «Мемориала», местное управление НКВД в апреле-мае 1940 года расстреляли в своей внутренней тюрьме 6295 польских военнопленных. Об этом свидетельствуют показания бывшего начальника управления НКВД по Калининской области Дмитрия Степановича Токарева, полученные в 1991 году следствием советской Главной военной прокуратуры.