Покупкой новых российских самолетов Superjet New, которые должны быть готовы к 2024 году, могут заинтересоваться Китай, Индия, Пакистан, Иран, а также страны Африки и Южной Америки. Об этом Daily Storm заявил заслуженный пилот России, член комиссии при президенте РФ по развитию авиации Юрий Сытник. Он пояснил, что интерес к отечественным «суперджетам» может увеличиться в том числе из-за того, что американская корпорация Boeing «потеряла свое лицо» из-за катастроф с ее самолетами.
«Новый «Суперджет» с большинством российских деталей может купить не только Иран, но и тот же Китай, Индия, Пакистан, Африка, у нас хорошие отношения с некоторыми странами Южной Америки — фирма Boeing потеряла свое лицо из-за двух катастроф MAX-8, — заявил Сытник. — Люди поняли, что это не самая классная машина, если такие просчеты на этапе проектирования и строительства и знали о недостатках и все-таки продавали так массово».
Член президентской комиссии по развитию авиации отметил, что России сложно продавать старые версии «суперджетов», в которых много иностранных комплектующих, странам, находящимся под ограничениями Запада. Он напомнил, что Иран уже собирался купить у России 100 машин, но сделка сорвалась из-за санкций США против Тегерана. Вашингтон в 2019 году заблокировал поставку российских самолетов с американскими комплектующими Ирану. У новых Superjet с отечественными деталями может быть больше покупателей.
23 декабря РБК сообщил, что Минпромторг намерен выделить дополнительно почти 15 миллиардов рублей на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию Superjet New, всего на эти цели уйдет 18,5 миллиарда рублей. Юрий Сытник считает затраты оправданными: «Такая цифра — это не только на самолет, это на комплектующие, это для предприятий, которые их будут делать: резинки, стекло, двигатели, авионику свою. Всю промышленность нужно поднимать».
Член президентской комисси по развитию авиации убежден, что западные санкции помогают возродить авиационное производство в России. «Мы — та страна, которая самостоятельно может делать самолет любого класса, начиная от местных воздушных линий до дальних магистралей типа Ил-96. Мы можем классные самолеты строить, как самостоятельно, так и с китайцами, потому что часть металлопродукции, допустим, идет из Китая», — сказал он, напомнив, что на советских машинах летали более 50 стран.
Сытник также отметил, что старые версии «суперджетов» — не самые удачные по характеристикам. «Очень много нового в нем, замечательные условия для экипажа, замечательные характеристики он показывает по расходу топлива, по эмиссии. Но отсутствует абсолютно послепродажное обслуживание, отсутствует наполнение запасными частями, которые отрабатывают свой ресурс, и их нужно менять», — пояснил он.
Единственный разработчик и производитель «суперджетов» — компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС). Минпромторг в мае 2019 года подписал с предприятием контракт на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы c максимальным импортозамещением на 3,5 миллиарда рублей. В министерстве и ГСС сообщили, что контракт на 2019 год выполнен в полном объеме. В Минпромторге уточнили, что в 2021 году планируется заключение нового контракта на продолжение работ по выпуску комплекта рабочей конструкторской документации.