Ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт в интервью «Шторму» прокомментировал версию коллег из Института безопасного развития атомной энергетики о том, что причиной возникновения «рутениевого облака» над Уралом мог стать сгоревший в атмосфере спутник. 8 декабря 2017 года межведомственная комиссия назвала версию с космическим аппаратом одной из приоритетных.
«Российские и советские спутники с рутением на борту мне не известны. Впрочем, это не говорит о том, что их не может быть в принципе», – заявил Эйсмонт. Ученый рассказал, что в Советском Союзе производились специальные спутники, содержащие «не рутений, а плутоний» в источниках питания. Эти аппараты проходили под общим кодовым названием «Космос» и собирались на ленинградском заводе «Арсенал».
«После того как у них заканчивался срок эксплуатации, их отправляли на так называемую орбиту захоронения, поскольку сжигать такие спутники в атмосфере было нельзя», – рассказывает Эйсмонт.
Предположения коллег из Института безопасного развития атомной энергетики о том, что сгоревший в атмосфере спутник вызвал радиоактивное загрязнение, не выглядят абсолютно выдуманными: так, в 1978 году произошел громкий международный скандал, связанный с «Космосом-954». «Вместо того чтобы поднять корабль на орбиту захоронения, дали команду на торможение, и этот спутник вошел в атмосферу над Канадой. Американцы и канадцы предъявили претензии к советской стороне, и СССР в результате заплатил несколько миллионов долларов в качестве компенсации», – напомнил специалист.
Теоретически нечто подобное могло произойти и сейчас, однако, как считает Эйсмонт, вероятность этого близка к нулю. «Кроме того, количество используемого радиоактивного материала даже на старых советских спутниках не могло бы вызвать какое-то большое радиоактивное загрязнение. Впрочем, некоторые специалисты, которые сейчас занимаются событиями на Урале, говорят, что масштабы произошедшего там были сильно преувеличены».
На вопрос о том, мог ли в небе над Уралом сгореть не российский или советский, а какой-то иностранный спутник, Эйсмонт ответил, что исключать этого нельзя: «Корейский – точно нет. Китайский или американский – мы не знаем. Например, у американцев есть абсолютно секретные программы по их спутникам-шпионам, и что они там используют, никто, кроме них, не знает».
Радиационную опасность, по словам специалиста, могли представлять и морские радиомаяки советского производства: «Они располагались вдоль нашего побережья Северного Ледовитого океана. После крушения СССР многие забыли о радиомаяках, и местные жители даже не подозревали о той опасности, которую они представляют. Потом была запущена специальная программа по поиску и правильной утилизации всех этих радиомаяков. В ней участвовали и другие страны — например, Норвегия».
В сентябре-октябре 2017 года «экстремальное высокое загрязнение» рутением фиксировали все посты, расположенные на Южном Урале. Содержание изотопа в пробах, взятых специалистами в наблюдательных точках Аргаяш и Новогорный, превышало средний показатель предыдущего месяца в 986 и 440 раз соответственно.