Необходимо создать специальные суды, которые будут заниматься исключительно уголовными делами в отношении несовершеннолетних преступников. Такое предложение внесли члены рабочей группы по профилактике девиантного поведения среди несовершеннолетних Общественного совета при детском омбудсмене в РФ. Также предлагается повысить предельный возраст отбывания наказания в воспитательных колониях с 18 до 21 года. Однако Минюст и Генпрокуратура не поддерживают инициативу.
Член рабочей группы Сталина Гуревич объяснила необходимость отдельных судов для подростков тем, что несовершеннолетние зачастую нуждаются «не в репрессиях, а в воспитательных мерах».
«За этот год мы сделали огромное количество выездов в колонии несовершеннолетних. Мы пришли к выводу, что необходимо индивидуальное сопровождение каждого ребенка, вступившего в конфликт с законом, — рассказала Гуревич. — Ребенок должен находиться под контролем на всех стадиях: после совершения преступления, во время следствия, в суде, перед отбытием срока наказания, перед выходом на свободу и после выхода».
Индивидуальное сопровождение для подростков уже существует: в Санкт-Петербурге действует городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «Контакт». Его сотрудники сопровождают несовершеннолетнего с момента предъявления обвинений и готовят материалы дела к для суда.
Основная проблема — неотлаженный механизм ювенальной юстиции в России, объяснила уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова «Коммерсанту». «Ювенальные судьи уже практически есть во всей России, но эта система в некоторых субъектах работает, а в некоторых — нет», — сообщила она.
Ранее, в ноябре 2017 года, депутат Госдумы Ирина Яровая предложила отменить уголовную ответственность для несовершеннолетних, впервые совершивших преступление малой или средней тяжести. Она привела статистику, согласно которой в России ежегодно отправляют в колонии 10 из 12 тысяч подростков, в первый раз вставших на преступный путь.
Яровая подчеркнула, что следователи могут и не привлекать таких подростков к уголовной ответственности, заменив ее принудительными воспитательными мерами. Однако сотрудники правоохранительных органов принимают такое решение лишь в 6% случаев.