В России ведется разработка тяжелого экраноплана «Спасатель», сообщил генеральный конструктор Центрального конструкторского бюро (ЦКБ) по судам на подводных крыльях имени Р.Е. Алексеева Георгий Анцев. По его словам, машина может использоваться в ликвидации всех типов бедствий и катастроф, в том числе при тушении природных пожаров, наводнениях и спасении людей, попавших в кораблекрушение.
«В настоящее время ведется разработка тяжелого экраноплана «Спасатель» массой порядка 500-700 тонн», — цитирует ТАСС Анцева.
Генеральный конструктор подчеркнул, что экраноплан имеет ряд преимуществ перед самолетами Ил-76 и Бе-200, используемыми для тушения природных пожаров. По его словам, новая машина способна брать на борт около 200 тонн воды и осуществлять ее забор из открытых водоемов. «По количеству сбрасываемой воды один рейс «Спасателя» равен пяти рейсам самолета типа Ил-76 или 17 рейсам самолета типа Бе-200», — отметил Анцев и добавил, что ЦКБ готово предложить данный проект МЧС России.
Избыточная масса экраноплана компенсируется экономичностью при полете в режиме экрана и повышенной грузоподъемностью, а также неприхотливостью к местам базирования. Машины могут стоять на воде или выходить на берег, уклон которого не превышает пяти процентов, уточнил конструктор.
Анцев также сообщил, что среди разработок ЦКБ есть и легкий экраноплан «Чайка-2». Водоизмещение этой машины составляет 54 тонны. Она обладает высоким показателем амфибийности, хорошей мореходностью и высокой скоростью.
Тяжелый и легкий экранопланы «Спасатель» и «Чайка-2» могут войти в состав двухкомпонентной аварийно-спасательной системы. «Эти машины способны принимать участие в ликвидации всех типов бедствий и катастроф», — пояснил конструктор.
Экраноплан — высокоскоростное транспортное средство, летящее в пределах действия аэродинамического экрана (воздушной подушки), то есть на относительно небольшой (до нескольких метров) высоте от поверхности воды, земли, снега или льда. При равных массе и скорости, удлинение крыла экраноплана намного меньше, чем у самолета. По международной классификации (ИМО) относятся к морским судам.