Российский дорожный ГОСТ подвергнется изменениям — в нем появятся новые меры по «успокоению движения» и предотвращению ДТП, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на проект стандарта от РосдорНИИ. В документе впервые появятся нормы по установке нерегулируемых пешеходных переходов, а также ряд новых мер, которые должны замедлять движение машин в потоке. В число последних входят шиканы — зигзагообразные повороты из гонок «Формулы-1», в которых необходимо сбрасывать скорость.
«Впервые прописаны условия, при которых разрешается устраивать нерегулируемые переходы на четырехполосной дороге. Интенсивность трафика не должна превышать 12 тысяч машин в сутки, разрешенная скорость движения — менее 60 километров в час, при этом необходимы «приподнятая разделительная полоса» и дополнительное освещение. <...> На двух-трехполосной дороге нерегулируемый переход допустим с ежесуточным трафиком выше 15 тысяч машин», — приводит пример изменений издание.
В документе рекомендуется ограничивать скорость автомобилей в местах с нерегулируемыми переходами. Так, в жилых зонах машины не должны ехать быстрее 20 километров в час, превышать порог в 30 километров в час нельзя на двухполосных дорогах, 40 километров в час — на четырехполосных дорогах в жилых районах и на магистральных улицах. На этих участках также рекомендуется ставить камеры, если существует «повышенный риск» ДТП.
Для снижения скорости потока также вводятся некоторые меры и новые термины. Предлагается принудительно сужать проезжую часть зигзагообразной разметкой по краям, организацией парковочных мест, уменьшением ширины полос. Кроме того, предложено принудительно менять траекторию движения машин и заставлять их сбрасывать скорость с помощью направляющих островков, названных в документе шиканами по аналогии с зигзагами из «Формулы-1». Уточняется, что шиканы можно применять на односторонних улицах или двусторонних с интенсивностью движения не более 500 машин в сутки, без примыканий и выездов со дворов.
Стандарт предполагает частое использование конфликтного регулирования — так называется настройка светофора, когда на перекрестке машины поворачивают направо, а пешеходы переходят дорогу в одном цикле. Авторы предлагают включать зеленый сигнал светофора для пешеходов на 5–10 секунд раньше зеленого сигнала для машин, в частности, на дорогах III и IV категорий с «выраженной неравномерностью и низкой интенсивностью пешеходного потока».
Глава Союза пешеходов Владимир Соколов отметил в беседе с изданием, что авторы стандарта не учитывают, что при ограничении скорости в 60 километров в час водители по факту едут на скорости 80 километров в час из-за нештрафуемого порога. Он добавил, что проект не учитывает массового появления на улицах электросамокатов, для которых нужно предусмотреть отдельную инфраструктуру.
Ранее глава МВД Владимир Колокольцев сообщил, что в новом Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) порог нештрафуемого превышения скорости уменьшен не будет. По его словам, создавать безопасность на дороге необходимо при помощи других мер — в том числе освещения, барьеров, и ровной укладки дороги.