Глава ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров рассказал, что к концу 2021 года в компании ожидают получить первые беспилотные поезда «Ласточка». Они начнут работать в Москве в тестовом режиме в 2022 году. Белозеров также заявил о планах сокращения интервала между поездами, курсирующими по МЦК, с четырех до трех минут.
«Мы не останавливали работу в этом направлении [запуска на МЦК «Ласточек» в беспилотном режиме]. Планируем к концу года получить подвижной состав, который сможет ходить полностью в автономном режиме. <...> Сертификацию планируем закончить в 2022 году», — рассказал на брифинге Белозеров.
Он пояснил, что запуск движения поездов в беспилотном режиме может потребовать несколько лет. Потому что одна беспилотная «Ласточка» не сможет работать, в то время как остальные поезда на МЦК пока не обладают определенными технологиями и не автоматизированы, добавил руководитель холдинга.
При этом Белозеров не уточнил, с каким уровнем автоматизации поедут «Ласточки». Всего таких уровней четыре: от GoA1 (машинист управляет поездом при контроле устройства безопасности) до GoA4 (машинист отсутствует в поезде). «Пока рассматриваем возможность внедрения новой профессии машинистр-оператор», — сказал глава РЖД. Наличие такого специалиста в поезде может соответствовать как уровню автоматизации GoA2, так и GoA3.
Также Белозеров допускает возможность сокращения интервала движения поездов на Московском центральном кольце (МЦК) в 2024 году до трех минут. Но только при условии перехода на полностью автоматическое движение, что потребует дополнительных затрат и пересчета финансовой модели.
По словам главы РЖД, сокращение интервала движения меняет технологию процесса. Он отметил, что должна работать автоматизированная система управления и нужен переход на автопилот.
«Нужно будет перестроить и другие процессы — что будет, если произойдет сбой, как восстанавливать движение. Мы сейчас рассчитываем, что к 2024 году можно было бы постараться это сделать», — уточнил Белозеров.
«Мы свою часть пройдем и будем с Москвой говорить о том, что там есть другие затраты, то есть это другая стоимость процесса. Да, это больший объем перевозок пассажиров, но нужно пересчитать финансовую модель», — заключил глава РЖД.
В 2019 году Белозеров говорил, что первые беспилотные «Ласточки» повезут пассажиров по МЦК уже в 2021 году. «Вопрос запуска [беспилотного] движения — несколько лет», — отмечал он. По словам Белозерова, РЖД не останавливали работу по этому проекту.
Проект разработки беспилотных поездов стартовал в 2015 году, рассказывал в декабре 2020 года замгендиректора, технический руководитель проектов по беспилотным поездам петербургского филиала АО «НИИАС» («дочка» РЖД) Павел Попов. Среди достижений он указывал запуск в 2017 году на станции Лужская Октябрьской железной дороги маневровых локомотивов без управления машинистами.
Запуск полностью беспилотного движения по МЦК является более масштабным проектом. В сутки по этому кольцу курсируют 242 пары поездов в рабочие дни, а в выходные — 211 пар. Длина МЦК — 54 километра. В настоящий момент на кольце открыта 31 станция. В 2019 году по МЦК проехали 148 миллионов пассажиров.