Министерство финансов России хочет оптимизировать пассажирские перевозки по маршрутам железнодорожного транспорта, проходящим по Байкало-Амурской и Транссибирской магистралям (так называемому Восточному полигону). Для этой цели ведомство предлагает сократить число пассажирских поездов, следующих по данным направлениям, и перевозить путешественников по ряду перегруженных участков БАМа и Транссиба на самолетах. В РЖД отрицательно отреагировали на эту идею. Железнодорожная компания намерена сохранить объемы социально значимых железнодорожных перевозок на данных маршрутах.
Предложение о сокращении железнодорожных перевозок обсуждалось в рамках рабочей группы по стабилизации цен на авиатопливо, сформированной в феврале 2019 года по поручению вице-премьеров Максима Акимова и Дмитрия Козака, рассказал РБК один из участников заседания и подтвердил источник в крупной авиакомпании. Как отметили в Минфине, проект оптимизации поможет привлечь авиакомпаниям дополнительный пассажиропоток, а РЖД — увеличить объем грузовых перевозок на восток.
«Одним из аргументов стало то, что важно «расчистить пространство», поскольку пассажирским поездам предоставляется приоритет, а они не заполнены полностью. В результате у РЖД невысокая рентабельность, а у грузоотправителей снижается скорость доставки их товаров», — заявил собеседник РБК, принимавший участие в заседании. Он добавил, что обсуждение еще предметно не проводилось, а идея «крайне трудоемка» для реализации.
В РЖД негативно отреагировали на данное предложение. «Железнодорожные перевозчики в дальнем и пригородном сообщении выполняют важную социальную функцию по обеспечению мобильности населения и транспортной доступности, что особенно актуально в регионах Дальнего Востока, где авиасообщение имеется только между крупными городами», — сказали РБК в пресс-службе РЖД.
По информации РЖД, в 2018 году на «Восточном полигоне» было перевезено 25,7 миллиона пассажиров (всеми перевозчиками со всех станций), в том числе в дальнем сообщении — 8,4 миллиона пассажиров, в пригородном сообщении — 17,3 миллионов пассажиров. Инфраструктура БАМа и Транссиба находится в управлении трех филиалов РЖД — Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железных дорог.
В августе 2018 года президент России Владимир Путин на совещании по развитию топливно-энергетического комплекса (ТЭК) заявил, что нужно улучшать логистику, и прежде всего — пропускную способность БАМа и Транссиба.