Глава Лиги безопасного интернета, член Общественной палаты РФ Екатерина Мизулина предложила ввести принудительные работы в качестве наказания для распространителей фейков. Член президиума СПЧ, уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова не поддержала инициативу и в ответ предложила журналистам и блогерам создать свои организации, которые бы следили за нераспространением фейков.
Екатерина Мизулина 2 ноября выступила с инициативой: «В связи с распространением таких фейков можно вводить принудительные работы. Распространил опасную информацию, напугал общество — пожалуйста, иди отработай, например на обязательных государственных работах».
Татьяна Мерзлякова в беседе с Daily Storm выступила против предложения: «Это вводить — ну это ужас просто».
«Я остаюсь приверженцем того, чтобы государство не вмешивалось ни в журналистику, ни в блогерское сообщество. Но я хорошо понимаю, что фейков идет очень много. Я сама в силу своей должности подписана на разные источники информации — и от несистемной оппозиции — на все. И иногда мне так хочется сказать: «Ребята, зачем вы это делаете, вы же будете наказаны!» — заявила омбудсмен.
Правозащитница выступает за саморегулирование — чтобы представители информационного сообщества сами запрещали распространение фейков. «Журналисты и блогеры сами могут избрать, создать и зарегистрировать [организацию, которая следила бы за нераспространением фейков]», — считает Мерзлякова. Например, можно создать коллегию по жалобам на прессу, предложила она.
«Это надо сделать, потому что если это будет делать государство, я не исключаю, что, например, полицейские начнут оценивать информацию по-своему», — пояснила собеседница.
Президент РФ Владимир Путин 18 июня наложил вето на закон, по которому журналисты привлекались бы к ответственности за распространение ложных и противоправных данных из других СМИ. Документ вернули в Госдуму на доработку. По текущему законодательству журналисты не подвергаются наказанию, если дословно приводят текст фейка из другого СМИ.
В мае 2021 года Роскомнадзор сообщил, что за последние 12 месяцев ограничил доступ к 2,3 тысячи материалов. Если в прошлом году большая часть из них была посвящена фейкам о COVID-19 (1039 из 1842 заблокированных ссылок), то в этом году чаще всего ограничивали доступ к публикациям по финансовой теме (410 из 477). Что касается коронавируса, то в 2021 году ведомство заблокировало всего шесть ссылок на эту тему.