Движение по Суэцкому каналу полностью остановлено в обоих направлениях из-за проведения операции по снятию с мели застрявшего поперек русла контейнеровоза. Блокировка Суэцкого канала привела к росту стоимости фрахта, и владельцы танкеров смогли получить прибыль. С начала февраля они несли потери из-за падения цен на морские перевозки. Срок разблокировки канала специалисты оценили в несколько недель.
Агентство Bloomberg передает, что прибыль супертанкеров 24 марта составила 626 долларов за день. Владельцы таких судов вышли в прибыль впервые со 2 февраля. Отмечается, что до блокировки Суэцкого канала в течение двух недель судовладельцы несли убытки ежедневно в размере более шести тысяч долларов. Это было связано с тем, что страны ОПЕК + продлили в феврале сокращение добычи и экспорта сырья. Объемы перевозок снизились, что вызвало рост количества доступных для фрахта судов и падение цен.
«Блокировка канала окажет только краткосрочный положительный эффект», — заявил агентству руководитель отдела морской аналитики и исследований IHS Markit Рахул Капур. Он напомнил, что восстановление ситуации на рынке зависит от увеличения добычи нефти и роста экспорта сырья. Однако пока нет никаких признаков, что это произойдет в ближайшее время, отметил эксперт.
Бывший член совета правления администрации Суэцкого канала Ваиль Каддур заявил РИА Новости, что ответственность за инцидент с севшим на мель в Суэцком канале контейнеровозом, заблокировавшим движение, в первую очередь лежит на капитане судна. «Согласно международному и морскому праву, на корабли такого размера обычно поднимаются двое помощников. Но эти гиды выступают в роли консультантов, и полная ответственность лежит на капитане, а также на компании, которой принадлежит корабль», — полагает Каддур.
Он пояснил, что на длительность операции по снятию корабля с мели влияют несколько факторов. «Дно канала в районе инцидента не песчаное, а скальное, что затрудняет задачу. Проблема связана и с размером корабля, так как каждый инцидент с севшим на мель судном отличается от другого: влияют груз корабля, количество топлива, воды – хватит ли топлива для маневра, чтобы снять судно с мели, возникнет ли необходимость в разгрузке контейнеров», — заявил специалист.
Каддур при этом исключил возможность переориентирования международной торговли на другие морские пути вследствие инцидента. «Суэцкий канал остается кратчайшим и наиболее выгодным морским путем для мировой торговли, он безопаснее многих других путей», — подчеркнул он.
В ночь 24 марта сверхбольшой контейнеровоз Ever Given длиной 400 метров сел на мель в южной части Суэцкого канала и полностью заблокировал движение по нему в обе стороны. После того как Ever Given сел на мель, его развернуло течением поперек прохода. Корабль перегородил канал, заблокировав движение по нему.
Если на разблокировку Суэцкого канала, как прогнозируют эксперты, потребуется несколько недель, то это станет самой продолжительной остановкой движения по нему со времен арабо-израильских войн 1967-го и 1973 года.
Суэцкий канал является важной артерией для доставки нефти с Ближнего Востока в Европу и США, а также для перевозки нефтепродуктов, в том числе мазута, в Азию. По подсчетам Управления энергетической информации США (EIA), на маршрут через Суэцкий канал приходится 10% морских перевозок нефти в мире и 8% перевозок сжиженного природного газа (СПГ). По информации Bloomberg, по состоянию на 25 марта около 185 судов ожидают перехода через канал.