Отказ Минпромторга одобрить производство самолета SSJ75 на 75 пассажирских мест может привести к тому, что гражданская авиация превратится в «сосущую деньги пиявку», заявил владелец авиакомпании S7 Владислав Филев. Он пояснил, что самолет малых размеров позволит авиакомпаниям правильнее распределять ресурсы и снизить затраты на полеты в определенных регионах. Бизнесмен подчеркнул, что маршрутная сеть в России рассчитана на наличие самолетов на 160 мест и на 75 мест, а не на SSJ100, вмещающем 100 человек.
«Один из руководителей Минпромторга доложил, что решено не делать Sukhoi Superjet на 75 мест, так как на него нет спроса. <...> Это меня прямо вывело из себя! К чему приведет попытка дать авиации неправильного размера самолет? Она приведет к тому, что авиация из отрасли, которая генерирует для страны прибыль и ВВП, превратится в пиявку, которая будет досасывать деньги», — заявил Филев в интервью «Ведомостям».
Владелец S7 подчеркнул, что основной заказчик Минпромторга — «Аэрофлот». «Он берет 100-местную машину. Но мы же знаем, что «Аэрофлот» через колено ломают!» — сказал бизнесмен, добавив, что существуют компании, которые летают на SSJ100 и выручку на 60% получают из дотаций.
По мнению Филева, транспортная сеть России сложилась еще во времена СССР, и основывается на двух типах самолетов. «Два основных самолета советской гражданской авиации — это Ту-154 примерно на 160 мест и Ту-134 примерно на 75 мест. Маршрутная сеть такова, что если разница в количестве кресел меньше двукратной, то дешевле иметь один тип самолета. Сеть так сложилась в силу того, как были распределены люди по нашей стране. Распределение людей сильно не изменилось. Нашей стране нужен 75-местный самолет» — пояснил он, уточнив, что его компания работает по тому же принципу, используя Airbus и Boeing на 160 пассажиров, а также Embraer на 78 мест.
В Минпромторге в свою очередь заявили, что не отказывают семейству самолетов SSJ в развитии. «Наши расчеты по итогам разработки аванпроекта SSJ75 показывают, что российско-французский двигатель SAM 146 переразмерен и не обеспечит экономическую эффективность эксплуатации в авиакомпаниях», — сообщили в ведомстве причину отказа SSJ75. В министерстве отметили, что после проведения конкурса на разработку отечественных деталей для самолета, его разработка может продолжиться.
О планах создания «Гражданскими самолетами Сухого» (ГСС) версии SSJ на 75 мест стало известно в 2018 году. Позднее сообщалось, что правительство выделит на создание уменьшенной версии SSJ100 шесть миллиардов рублей. На международном авиасалоне Eurasia Airshow — 2018 S7 «Гражданские самолеты Сухого» подписали с авиакомпанией соглашение о поставке 75-местной версии самолета. В ГСС отмечали, что он будет производиться с максимальным использованием деталей российского производства, а его вес планируется уменьшить на 10-15%.