Президент России Владимир Путин по пути в Египет посетил авиабазу ВКС РФ Хмеймим в Сирии. Он встретился со своим коллегой Башаром Асадом, после чего выступил перед военнослужащими и дал приказ начать процесс вывода российской группировки войск с территории САР. Путин поблагодарил наших военнослужащих, которые принимали участие в антитеррористической операции и обеспечивали ее проведение.
«За два с небольшим года Вооруженные силы России вместе с сирийской армией разгромили наиболее боеспособную группировку международных террористов. В этой связи мной принято решение: значительная часть российского воинского контингента, находящаяся в Сирийской Арабской Республике, возвращается домой, в Россию», — сказал Путин, его цитирует ТАСС.
Глава государства отметил, что российские военные возвращаются домой, одержав верх над террористами. «Вы с победой возвращаетесь к своим родным очагам, к своим близким, родителям, женам, детям, друзьям. Родина ждет вас, друзья. В добрый путь. Благодарю вас за службу!» — сказал Путин и добавил, что Москва никогда не забудет о погибших в войне с ИГ (запрещено в РФ) — как на территории Сирии, так и во время терактов в России.
«Наши вооруженные силы, предприятия ОПК показали растущую мощь российской армии и флота, высокую боеспособность частей и соединений. Летчики, моряки, Силы специальных операций, разведка, военнослужащие органов управления, снабжения, военной полиции, медицинской службы, саперы, советники в боевых порядках сирийской армии проявили лучшие качества русского, российского солдата: мужество, героизм, слаженность и решительность, блестящую выучку и профессионализм», — прокомментировал Путин успехи РФ в военной операции.
Президент отметил, что Россия продолжит держать руку на пульсе ситуации. «Если террористы в Сирии вновь поднимут голову, мы нанесем по ним такие удары, которых они пока и не видели», — заявил он.
Путина на авиабазе Хмеймим встретили президент САР Башар Асад, глава Минобороны РФ Сергей Шойгу и командующий Вооруженными силами России на территории САР генерал-полковник Сергей Суровикин. После заявления глава государства вернулся на борт своего самолета и около 13:00 мск прибыл в Египет, где у него запланированы переговоры с президентом страны Абдель Фаттахом ас-Сиси.
Российская военная операция в Сирии началась 30 сентября 2015 года и продлилась более двух лет. До ее начала Дамаск контролировал менее половины территории страны: боевики ИГ захватили весь бассейн реки Евфрат и отдельные районы в разных частях САР, активно пользуясь сирийской нефтяной инфраструктурой. Через два года правительство вернуло более 75% территорий. К востоку от Евфрата расположились курды из Демократических сил Сирии, контролируя примерно четверть страны. ДСС поддерживаются коалицией во главе с США.
За время операции ВКС РФ совершили более 30 тысяч боевых вылетов и нанесли более 90 тысяч авиаударов по объектам ИГ. Российский флот нанес два мощнейших ракетных удара по позициям боевиков: из Каспийского моря в 2015 году и из Средиземного в 2017-м. В операции также участвовали наземные Силы специальных операций, которые занимались разведкой, координацией авиации и артиллерии, а также освобождали населенные пункты.
Россия отработала в САР так называемую доктрину Герасимова, по которой войскам особого назначения отводится ключевая роль, пишет ИноСМИ. Кроме того, Москва впервые в истории развернула в ряде населенных пунктов в Сирии четыре батальона военной полиции, которые защищают границы зон деэскалации.
Послевоенное устройство Сирии стало одной из главных тем международной повестки, после того как 20-21 ноября различные участники конфликта объявили о победе над ИГ. Проблема мирного урегулирования ситуации в САР заключается в том, что в стране действуют несколько фракций, из-за разногласий между которыми может разжечься новый конфликт. Лоялисты выступают за сохранение Башара Асада в роли президента, оппозиция — за его свержение и полную смену власти демократическим путем. Кроме того, на территории Сирии живут курды, желающие если не независимости, то хотя бы автономии. Миллионы беженцев, оставшихся без домов и средств к существованию, также представляют угрозу: среди них могут появиться новые сторонники радикальных идей.