Заместитель директора ФСИН (Федеральная служба исполнения наказаний) России Валерий Максименко заявил, что пожизненно осужденные живут в колониях дольше остальных из-за отсутствия стресса и наличия хорошей медицины в СИЗО. Представитель ведомства добавил, что сейчас в тюрьмах работают «нормальные ребята», а времена «архипелага ГУЛАГа» давно прошли.
«Среди этой категории [пожизненно осужденные] самый продолжительный уровень жизни. Что нужно для продолжительной жизни человека? Хорошая медицина, отсутствие стресса (он в пожизненной колонии абсолютно отсутствует) и четкий распорядок дня — подъем, зарядка и так далее. И когда эти факторы совпали, он живет очень долго», — рассказал Максименко в интервью радиостанции «Говорит Москва».
Вместе с тем он отметил, что худшее наказание для человека — это пожизненное заключение, которое куда страшнее смертной казни, «время которой прошло».
«Когда смотришь на этих людей [заключенных, приговоренных к пожизненному сроку], у тебя не должно быть ничего личного. У тебя должен быть профессиональный и объективный подход и четкое выполнение служебных обязанностей», — сообщил он. Замглавы ведомства отметил, что на текущий момент данное наказание в России отбывают 1986 человек.
Также Максименко подчеркнул, что в ведомстве усилили отбор сотрудников: в этих целях была укреплена служба психологического и профессионального отбора, а специалистами ФСИН по психологическому тестированию используются «разные программы».
«Сейчас нет никакого «Архипелага ГУЛАГа». Подавляющее большинство [работающих в уголовно-исполнительной системе] — это нормальные ребята. К сожалению, прочитать человека бывает сложно, не всегда психолог может дать оценку», — рассказал представитель ФСИН и добавил, что иногда в числе сотрудников встречаются садисты.
«Когда человек получает власть над другими людьми, эта власть порой пьянит и кружит голову. И здесь задача начальников — увидеть, как человек меняется, и убрать его оттуда», — подчеркнул Максименко.
Однако он не смог ответить, продолжают ли колонии и сейчас разделять на «красные» (где отбывают срок бывшие силовики или сотрудничающие с начальством) и «черные» зоны (остальные категории заключенных).
«Я считаю, что есть колонии, начальники которых правильно себя ведут, правильно работают, у которых дисциплина и порядок, которые требовательны к себе и ведут правильную политику среди своих подчиненных. А есть те, где бардак, где начальник приходит пьяным. Глядя на него, разбалтываются подчиненные. Какая это зона? «Черная»? «Красная»? Да бог ее знает, но с такими мы будем бороться», — отметил он.
Помимо этого, Максименко рассказал, что Вьетнам и Куба попросили ФСИН помочь в обучении своих сотрудников. «У нас есть успехи, наработки, методики, мы можем готовить специалистов. Мы и сейчас обучаем специалистов из разных стран. Из стран СНГ обучаем партнеров. Нас просят оказать помощь Республика Вьетнам, кубинцы», — сообщил он.
28 октября заместитель директора ФСИН Валерий Максименко, комментируя идею о создании частных тюрем, сообщил, что Россия в этом не нуждается, потому что государство выделяет «большие средства» на создание и ремонт следственных изоляторов. Кроме того, почти все столичные СИЗО находятся, по его словам, на европейском уровне или выше. Это касается питания и медицинского обслуживания.
Максименко отметил, что многие страны пытались создать на своей территории частные СИЗО, но эксперименты по какой-то причине были закрыты. По его словам, прежде чем запускать подобное строительство в России, необходимо изучить зарубежный опыт и понять, почему он не удался.