Пандемия коронавируса значительно ускорит цифровизацию политики во всем мире. Многие, кто ранее скептически относился к интернету, вынуждены были начать его использовать в самоизоляции и оценили его удобство и эффективность, считает проректор НИУ ВШЭ Валерия Касамара. Политики будут чаще использовать в своей работе интернет и такие онлайн-инструменты общения с гражданами, как Telegram, а молодежь, ценящая все, что можно получить одним кликом в смартфоне, будет активнее участвовать в общественной жизни.
«Раньше многие пытались «оттормаживать» интернет, критиковать его вхождение в нашу жизнь, осуждали и друг друга, и своих детей, что они больше времени проводят в Сети, чем в реальности. Сейчас многие поняли, что онлайн действительно упрощает многие процессы, экономит время, в чем-то повышает эффективность труда», — объяснила Daily Storm Касамара.
Эксперт предполагает, что широкое использование интернета и, к примеру, Telegram-каналов в работе некоторых политических институтов может сохраниться и в будущем. «Для того чтобы у человека была вовлеченность и ощущение, что он тоже имеет отношение к процессу [принятия решений], должен быть понятный канал коммуникаций, — поясняет эксперт. — Канал, который позволяет транслировать мнение и дает понять, что оно может быть услышано, — это первый шаг к увеличению воронки по привлечению людей к процессу принятия решений, в том числе молодых людей, которым важно быть вовлеченными в обсуждение касающихся их вопросов».
«Все, что требует [от молодежи] двух или трех кликов, — это в информационном пространстве «лишние» усилия, которые, как правило, отсекаются», — добавляет она. Поэтому приложения, которые смогут донести до пользователя, чем занимается политическая партия, муниципалитет, позволят быстро проголосовать онлайн или высказать свою позицию, привлекут молодое поколение.
«Самые аполитичные — это как раз молодые. Но когда речь заходит о каких-то проблемах, которые им важны, например, экологических, то молодые люди оказываются наиболее вовлеченной социальной группой и готовы принимать участие в широком спектре задач: от воспитания экологического сознания до организации раздельного сбора мусора и так далее», — сказала Касамара.
Мир после коронавируса станет новой реальностью, где человечество будет оценивать вызовы, на которые оно должно уметь консолидированно отвечать; произойдет перезагрузка международных отношений, считает проректор ВШЭ. Пандемия вытеснит вымышленных врагов, против которых разные политические силы пытались объединить людей.
«Будет осознание, что есть угрозы, которым надо противостоять только всем вместе – вопросы экологии, здравоохранения в том числе, – убеждена она. – Определенно, это [пандемия] такой вызов на гибкость экономик, их мобильность и готовность оперативно отвечать на проблемы. То есть, это такой новый важный маркер, который будет говорить нам, как и насколько экономика может приспособиться и выжить».
Футуролог, член Российского философского общества РАН Александр Кононов считает, что после пандемии все человечество придет к пониманию, что мир существует во враждебных средах и коронавирус — всего лишь одно из проявлений такой среды. Он, так же, как и Касамара, отметил, что усилится консолидация людей перед решением проблем, придет осознание, что все в опасности перед угрозой, подобной COVID-19, — она касается каждого, и ни одна религия от нее не спасает.
«Люди все больше будут осознавать значимость отдельных поступков политиков, их влияние на способность цивилизации не стать жертвой бесконечного количества угроз из самых разных сфер, которые мы не контролируем и которые могут внезапно себя проявлять», — добавил он.
По состоянию на 2 апреля, в мире насчитывается 927 925 инфицированных COVID-19 и 47 235 смертельных случаев, сообщает South China Morning Post. В России зарегистрировали 3548 случаев заражения и 30 смертей от коронавируса. Многие страны, включая США, страны Евросоюза и Россию, ввели ограничения на въезд на свои территории, а также режимы самоизоляции граждан.