St
«Все разумные аргументы — против смертной казни»: Генри Резник — о предложении Валерия Зорькина
18+
Это наказание — не национальная традиция русского народа, который был не более свиреп и жесток, чем другие, подчеркнул адвокат undefined
Эксклюзив Новости

«Все разумные аргументы — против смертной казни»: Генри Резник — о предложении Валерия Зорькина

Это наказание — не национальная традиция русского народа, который был не более свиреп и жесток, чем другие, подчеркнул адвокат

Председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин допустил, что в России могут вернуть смертную казнь. Введение моратория на нее в 1996 году стало уступкой ценностям, которые несвойственны российскому национальному правосознанию, считает Зорькин. Вице-президент Федеральной палаты адвокатов России Генри Резник убежден, что смертная казнь не относится к национальным традициям русского народа, который «был не более свиреп и жесток, чем народы других стран». Все разумные аргументы — против этой меры наказания, подчеркнул он.


«Давным-давно все аргументы уже высказаны. И разумные аргументы — все против смертной казни. Она не дает никакого позитивного эффекта, преступность не снижает, создает риск неустранимой ошибки, потому что ошибки здесь неизбежны», — заявил Daily Storm Генри Резник.


Как показывает история, после применения этой меры наказания не раз обнаруживалось, что были убиты невиновные люди. Адвокат убежден, что смертный приговор сохраняется только по одной причине: он удовлетворяет «распространенное господствующее чувство общественной справедливости».


«Это эмоциональное чувство основано на простой мысли: убивец не должен ходить по земле, он должен быть уничтожен. Это эмоциональная реакция на такого рода преступления, она фиксируется и в странах Европы», — пояснил он. Когда совершается жестокое убийство, опросы общественного мнения показывают, что число сторонников смертной казни мгновенно увеличивается.


Если Россия вернет смертную казнь, ей придется покинуть Совет Европы, напомнил Резник: «Это разрыв с Европой, это будет трагедия страны настоящая!»

Читайте там, где удобно, и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.

«Валерий Дмитриевич [Зорькин] прав, что применение смертной казни, во всяком случае, за особо гнусные, изощренные преступления, те же самые убийства, распространено среди населения. Когда смертная казнь в Европе была запрещена, причем не сразу (это был длительный процесс, это было сделано только к 1990 году), то большинство населения в этих странах, как показывал опрос, придерживалось мнения о том, что смертная казнь должна быть», — отметил адвокат. В США в ряде штатов смертная казнь до сих пор применяется, власти обязаны ориентироваться на мнение большинства граждан. Резник расценивает это как «издержку разгула демократии».


Он обратил внимание, что и в России, и в Европе решение об отмене этой меры наказания не выносилось на всенародное голосование. «Не все вопросы должны решаться общественным мнением, потому что общественное мнение бывает в вопросах некомпетентно, — считает эксперт.  Задайте сейчас вопрос гражданам: «Надо ли отменять налоги?» Большинство выскажется: «Ну конечно!»


Граждане также могут выступить за то, чтобы не тратить государственные деньги на осужденных к пожизненному заключению, предположил Резник. По его оценкам, несколько десятков человек в год в стране осуждаются пожизненно. «Все-таки большинство убийств — бытовые, по пьянке. К ним, по-моему, снисходительно относится народ. Но бывают, конечно, такие деяния, которые возмущают общественность. Более сложный вопрос — раскрытие преступления, вменяемый ли человек. Все серийные убийцы, по моему глубокому убеждению, основанному на их исследовании, конечно, неполноценные люди, невменяемые, здесь куча вопросов. Все они говорят за то, что смертную казнь применять не надо, но есть соображения общественной справедливости и ориентация власти на vox populi («голос народа»)», — еще раз отметил он.


Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин полагает, что введение моратория на смертную казнь в 1996 году стало «уступкой ценностям, которые несвойственны российскому национальному правосознанию». Генри Резник не поддерживает это мнение: «Смертная казнь не относится к сугубо национальным российским ценностям. Смертная казнь на протяжении многих веков и тысячелетий была самой распространенной мерой наказания во всем мире. Старушка Европа, которая сейчас отказалась от применения смертной казни, могла дать сто очков вперед России по изощренности видов этого страшного наказания».


«Это никакие не национальные традиции русского народа — русский народ был не более свиреп и жесток, чем народы других стран. Европа немного раньше стала цивилизоваться, благодаря тому, что у нас сохранилось крепостничество и прочее», — напомнил адвокат.

 

В своей книге «Конституционное правосудие: процедура и смысл» Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин написал, что вопрос смертной казни не может быть полностью закрыт, пока совершаются умышленные убийства. По его мнению, сейчас Россия делает первые шаги по преодолению тоталитарной системы, начинает движение к правовой государственности, в стране «только еще робко заговорили о доброте, милосердии и укрощении жесткости».


В 2009 году Конституционный суд подтвердил свое решение 1999 года: в России сохраняется бессрочный мораторий на смертную казнь. При этом, отметили в суде, российское законодательство по-прежнему предусматривает эту меру наказания за некоторые преступления.

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...