Представители Министерства внутренних дел России предложили разрешить дорожным инспекторам без суда ограничивать действие водительских прав. Автоэксперты Сергей Асланян и Игорь Моржаретто убеждены, что новые полномочия инспекторов приведут к росту коррупции. Асланян считает, что при возможности отбирать у водителей права работники Госавтоинспекции будут руководствоваться лозунгом: «Мы вышли на дорогу кормиться и не спрашивайте нас, почему мы назначаем кого бы то ни было виноватым».
«Их [выступивших с инициативой представителей МВД] волнует только одно — способы кормления на дороге, пока их оттуда не прогнали», — заявил Daily Storm Сергей Асланян.
«Расширение полномочий, подкрепленное классовой ненавистью и голодным желудком инспектора, приведут к тому, что по стране будут отстреливать просто по факту того, что ты гаишник», — с иронией добавил Асланян.
Автоэксперт заявил, что инспекторы ГАИ могут лишать прав водителей только в некоторых странах, где действуют шариатские суды. «В странах, где существует как минимум презумпция невиновности, такой практики нет. В нашей стране написано [в законе], что по ряду правонарушений презумпция невиновности не распространяется на водителей», — добавил он.
Партнер аналитического агентства «Автостат», автоэксперт Игорь Моржаретто также выступил против инициативы МВД. «Сегодня отработанная процедура уже существует, к ней уже все привыкли. Расширять полномочия инспекторов очень опасно, потому что появляется шанс у инспектора договориться с водителем — это с коррупционной точки зрения очень опасно», — сказал Моржаретто Daily Storm.
Сергей Асланян также напомнил, что в уголовном праве действует закон «одно преступление — одно наказание», а в административном наказаний может быть несколько. Он привел пример, что по статьям, связанным с вождением в состоянии алкогольного опьянения, может быть четыре наказания — штраф, лишение права управления транспортным средством, штрафстоянка и переэкзаменация водителя.
По его словам, ужесточение наказания за преступления, совершенные в состоянии алкогольного опьянения за рулем, привело к росту числа водителей, находящихся в нетрезвом виде, на 78,8%. «Это не говорит о том, что народ стал пить больше, наоборот, это говорит о том, что [правоохранители] стали больше злоупотреблять [полномочиями]. Это игра в статистику, когда людей лишают [водительских прав] и в итоговую статистику ГАИ попадают уже те, кто по суду лишен, это говорит о том, что они не договорились с гаишником на месте. И это не значит, что он был пьяный, это значит, что ему сказали: «Ну-ка, быстренько деньжат дай!», а водитель отказался», — считает автоэксперт.
Об инициативе ведомства сообщил «Коммерсантъ», ссылаясь на главу административно-правового управления договорно-правового департамента МВД Дмитрия Газизова. Помимо расширения полномочий дорожных инспекторов, Газизов предложил отказаться от такой меры наказания, как административный арест. В России не хватает мест содержания арестованных, кроме того, 70% сроков назначаемых судами административных арестов не превышают одних–трех суток, объяснил представитель МВД.