Теории заговора стали намного популярнее в американской общественности, люди начали находить связи между явлениями даже в тех случаях, когда это невозможно, пишет Wall Street Journal. Издание предложило метод, согласно которому читатели могут проверить, насколько их разум подвержен влиянию извне, в том числе исходящему от российской пропаганды.
Если человек верит в заговоры, не подвергая их сомнению, он легко примет и посты «российских кремлеботов» за чистую монету, считает автор WSJ, руководитель корпорации, занимающейся антикризисным управлением, Эрик Дезенхолл. Чтобы распознать в сообщении пропаганду, необходимо просто остановиться и немного подумать: есть ли другие свидетельства написанному и легко ли определить причины и следствия в описанной информации? Если ответ «нет», то, скорее всего, перед читателем ложная информация или теория заговора, отмечает Дезенхолл.
Современное общество в США заражено мыслью о том, что в информационном пространстве действуют силы, пытающиеся запугать американцев. Граждане опасаются, что могут оказаться под влиянием российских фейковых новостей и ботов, пропагандирующих ультраправые идеи, пишет WSJ. Посты в соцсетях, комментарии, новостные статьи и телевизионные сюжеты используют настолько эмоционально заряженную лексику, что люди подсознательно начинают бояться кремлевских троллей, контролирующих их разум.
Добиться настоящего влияния на человека посредством СМИ на практике намного сложнее, чем может казаться в теории, считает Дезенхолл. «Там, где есть конкретное промывание мозгов, есть также и много белого шума», — считает он. Автор отмечает, что даже в такой «политически безопасной» сфере, как маркетология, специалисты пытаются охватить как можно больше потенциальных клиентов, а потом «конвертировать» хотя бы часть из них, заставить их приобрести товар или услугу.
С каждым годом это делать все сложнее и сложнее. Клиенты хуже «конвертируются», привыкая к потоку информации, и уже легко распознают скрытые приемы манипуляции. Стоящие за ней «убедительные личности» перестают выглядеть как серые кардиналы, полностью контролирующие ситуацию, и становятся похожими на доведенных до отчаяния людей.
Так называемые российские боты занимаются тем же самым, чем и маркетологи. «Мы знаем, что РФ активно пыталась сеять раздор во время выборов [в 2016 году], дискредитируя кандидата Хиллари Клинтон, но это не значит, что усилия Кремля действительно на что-либо повлияли. Есть серьезная разница между контролем над событием и просто влиянием на него», — пишет Дезенхолл.
Минюст США 16 февраля официально обвинил 13 граждан России и три организации во вмешательстве в президентские выборы в 2016 году. В список попали сотрудники Агентства интернет-исследований, более известного как «фабрика троллей». Эта организация, согласно данным ряда российских СМИ, принадлежит предпринимателю Евгению Пригожину, которого называют «поваром Путина». Бизнесмен также попал в новый санкционный список, несмотря на то что он фигурировал в подобных перечнях и ранее.