Глава Якутии Айсен Николаев на заседании совета по Арктике и Антарктике при Совфеде выступил против инициативы Минтранса создать единую дальневосточную авиакомпанию на базе «Авроры» (дочерняя компания «Аэрофлота»). По мнению руководителя республики, нужно создавать не единую компанию, а альянс, в который вошли бы региональные авиакомпании, включая якутские «Полярные авиалинии» и «Якутию». В противном случае, отметил Николаев, республика получит лишь «убыточные рейсы», а он «не идиот», чтобы соглашаться на подобные условия.
Заявление главы Якутии прозвучало после того, как на заседании представитель Минтранса Илья Белавинцев сказал, что на первом этапе «Аэрофлот» продаст контрольный пакет своей дочерней компании руководству Сахалинской области (которая владеет 49%, то есть является вторым акционером), а затем властям других регионов Дальнего Востока будет предложено также войти в капитал «Авроры».
В ответ на это Николаев предложил создать не единого авиаперевозчика, а альянс авиакомпаний, в который в числе прочих вошли бы республиканские «Полярные авиалинии» и «Якутия».
«Я все-таки настоятельно просил бы Минтранс очень серьезно рассмотреть вопрос по альянсу авиаперевозчиков. Потому что Якутии в четвертую авиакомпанию входить акционером <...> и оставить нам [действующим якутским авиаперевозчикам] только убыточные рейсы — ну я еще не идиот, чтобы такие решения согласовывать», — заявил он.
По его словам, создание альянса, в котором участники образуют единую систему продажи билетов, тарифную политику и равноправно делят маршруты, является стандартной мировой практикой. Идею создать единую авиакомпанию, в которую загонят власти регионов, глава Якутии посчитал «путем в никуда».
«Я вчера свое письмо направил в адрес вашего министра [Евгения Дитриха] и в адрес [первого замминистра Александра] Нерадько с замечаниями по «дорожной карте». Еще раз говорю: вы не увлекайтесь созданием новой авиакомпании, куда хотите загнать все субъекты, которые через два года ничего хорошего не получат. Это точно. Вот в том виде, в котором вы, некоторые коллеги сейчас хотите ее представить, это просто путь в никуда», — добавил руководитель республики.
«Можно и единую систему снабжения топливом посмотреть. Но говорить, что давайте мы создадим одну компанию, — вы, еще раз говорю, ничего кроме негатива не получите», — отметил Николаев.
Илья Белавинцев заявил, что еще одной задачей создания единого дальневосточного авиаперевозчика является загрузка «российской авиапромышленности заказами на отечественную авиатехнику». Ранее глава Минпромторга Денис Мантуров говорил, что для дальневосточного перевозчика могут быть поставлены 20 самолетов Sukhoi Superjet 100.
«Аврора» была создана путем объединения двух авиакомпаний: «Сахалинские авиатрассы» и «Владивосток Авиа». Она связывает города Дальнего Востока и Сибири, ее самолеты летают в Китай, Южную Корею и Японию.
Как пишет «Интерфакс», проект «дорожной карты» предполагает продажу акций «дочки» «Аэрофлота» Сахалинской области. После этого будет рассматриваться возможность вхождения в состав акционеров всех регионов Дальнего Востока. Источник агентства уточнил, что власти Хабаровского края согласовали проект.
Минтранс недоволен политикой Якутии в отношении проекта, добавляет «Интерфакс». В министерстве указывают, что представители республики вместо «конструктивного обсуждения документа и представления замечаний по нему выносят вопрос на публику».
«В последнее время это стало «фирменным стилем» региона при обсуждении сложнейших проектов. Очень непродуктивная практика», — подчеркнули в ведомстве.
30 декабря «Известия» со ссылкой на источники в Минтрансе сообщили, что в России могут создать авиакомпанию, которая будет продавать билеты для полетов на Дальний Восток по доступным ценам. Это предложение рассматривали сразу несколько ведомств: Минпромторг, Минэкономразвития, Минфин и Росавиация.
15 января президент России Владимир Путин поручил правительству проработать вопросы, связанные с созданием всех условий для авиаперелетов в труднодоступные районы Сибири и Дальнего Востока. Кабмин должен также подготовить предложения по созданию авиакомпаний, которые осуществляли бы данного рода авиаперевозки. Кроме того, глава государства отдал распоряжение подготовить меры по снижению «конечной стоимости авиационного керосина на территории ДФО и в труднодоступных районах».