Авиакомпания «Якутия», принадлежащая правительству одноименного региона, заменит свой руководящий состав. Новому гендиректору перевозчика подберут заместителей, в том числе менеджеров, отвечающих за техническое обслуживание самолетов, рассказал Daily Storm источник в Росавиации. Таким образом перевозчик пытается выйти из сложившейся кризисной ситуации — ему запретили летать за рубеж из-за неудовлетворительного обслуживания самолетов.
Проблемы у авиакомпании «Якутия» появились давно. Еще в 2013 году перевозчик столкнулся с финансовыми трудностями, задолжав лизингодателям почти четыре миллиона долларов (российские авиакомпании по большей части летают на заемных самолетах). Один из самолетов «Якутии» был арестован. Позднее компания пыталась поправить свое положение, но к 2018 году хронические проблемы только обострились. Летом перевозчик стал лидером по задержкам рейсов. В сентябре 20% рейсов компании были выполнены с опозданием. В руководстве компании признали, что фактически провалили летний сезон.
В сентябре глава Якутии Айсен Николаев связывал финансовые трудности авиакомпании с резким падением курса рубля, это помешало ей арендовать новые самолеты.
Директор по флоту объяснил проблемы дефектами отечественных самолетов «Суперджет». Двигатели машины якобы пришли в негодность раньше заявленного производителем срока. Из-за этого три из пяти имеющихся у компании «суперджетов» встали на внеплановый ремонт. В авиакомпании задумались над тем, чтобы отказаться от использования машин корпорации «Сухой». В октябре ситуация достигла кульминации. Катализатором стал инцидент с самолетом компании в Якутске: после приземления он выкатился за взлетно-посадочную полосу. Пассажиров и экипаж эвакуировали.
Инцидент стал поводом для проверки «Якутия». По ее итогам Росавиация выяснила, что компания не соблюдала требования безопасности, а ее самолеты летали с неисправностями. Агентство задумалось о введении ограничений для авиаперевозчика и в конце октября запретило «Якутии» летать за рубеж до тех пор, пока компания не устранит нарушения с обслуживанием самолетов.
Власти региона сочли неудовлетворительным состояние дел у перевозчика и задумались о «назревших» изменениях. Правительство Якутии пообещало улучшить финансовое обеспечение компании: было решено сменить ее руководство. В отставку ушла гендиректор «Якутии». Новым главой компании назначили бывшего директора Nordavia, создателя лоукостеров «Добролет» и «Авианова» Владимира Горбунова.
По словам источника Daily Storm в Росавиации, в компании ведется активная работа по замене всего руководящего состава, в том числе специалистов, отвечающих за техническое состояние и обслуживание самолетов. Источник замечает, что авиационные власти следили за проблемами «Якутии» в течение всего года.
По мнению собеседника, уход «Якутии» с международных полетов на транспортной доступности не скажется: «Это не крупный игрок на рынке международных перевозок. К тому же авиакомпания изначально позиционировалась как региональная — с прицелом на Дальний Восток».
Справка
Авиакомпания «Якутия» — региональная авиакомпания, она принадлежит правительству региона. И хотя в основном перевозчик фокусировался на внутренних перелетах — по территории Якутии, центральным регионам России, в его маршрутной сетке были и международные рейсы.
Самолеты «Якутии» летали в страны СНГ и Юго-Восточной Азии, у компании были регулярные рейсы из Иркутска и Якутска в Китай, Южную Корею и Японию, также компания совершала чартерные рейсы из Москвы в страны Европы.
Авиакомпания использует около 20 самолетов, в основном это американские Boeing и отечественные «суперджеты» Сухого.
В 2017 году «Якутия» получила 387 миллионов прибыли, на треть меньше, чем в 2016-м (593 миллиона рублей). В 2015 году компания оказалась в убытке, недосчитавшись 820 миллионов рублей. Чистая прибыль «Якутии» в последние годы не превышала одного миллиона рублей (данные «СПАРК-Интерфакс»).