Японское правительство сделает Москве представление после открытия рыбоперерабатывающего завода на курильском острове Шикотан, заявил генеральный секретарь кабинета министров Японии Есихидэ Суга. Президент России Владимир Путин 4 сентября принял участие в церемонии запуска нового завода на полях Восточного экономического форума (ВЭФ).
«Включая представление, мы ответим надлежащим образом. В любом случае, в правовой позиции нашего правительства никаких изменений нет. Мы считаем, что для фундаментального решения этой проблемы необходимо решить проблему северных территорий [так в Японии называют южные Курильские острова]», — цитирует генерального секретаря кабинета министров Японии ТАСС. Он добавил, что Токио продолжит переговоры с Москвой «на основе своей базисной позиции — решение территориальной проблемы и следующее за ним заключение мирного договора».
При этом Суга не сообщил, будет ли эта тема подниматься на переговорах на высшем уровне между Россией и Японией.
5 сентября Владимир Путин проведет переговоры на полях ВЭФ с премьером Японии Синдзо Абэ. На встрече с Абэ российский лидер заявил, что двусторонние отношения стран стабильны и динамично развиваются, а многие начинания реализуются.
4 сентября на объединенной экспозиции министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики и институтов развития Дальневосточного федерального округа (ДФО) прошла церемония запуска рыбоперерабатывающего завода на острове Шикотан. На церемонии Владимир Путин поздравил всех участников с вводом в строй масштабного проекта.
Япония претендует на Курильские острова Кунашир, Шикотан, Итуруп и гряду Хабомаи, ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года. Позиция Москвы состоит в том, что острова вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны и российский суверенитет над ними сомнению не подлежит.
В 1956 году СССР и Япония подписали совместную декларацию, в которой Москва соглашалась после заключения мирного договора рассмотреть возможность передачи Японии Хабомаи и Шикотана. Речь об островах Кунашир и Итуруп при этом не шла. Однако последующие переговоры ни к чему не привели, и мирный договор страны так и не подписали.