Министерство культуры должно жестче контролировать цирки, особенно небольшие в регионах. Об этом заявили глава комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов и его заместитель Николай Валуев. Бурматов посетовал, что Минкульт не подготовил подзаконные акты лицензирования цирков, хотя уже с Нового года вступают в силу положения закона «Об ответственном обращении с животными» по выдаче разрешений. Из-за бездействия чиновников сейчас «страдают тысячи животных», отметил депутат. В Росгосцирке признали, что насилие над животными в частных шапито «бросает тень на всю отрасль».
Ранее глава Минкульта Владимир Мединский призвал ужесточить требования к содержанию животных в цирке. По его словам, «надо следить» и «для этого принимают соответствующее законодательство».
«Закон [«Об ответственном обращении с животными»] принят год назад, до этого он разрабатывался восемь лет. То есть, девять лет было у Минкульта, для того чтобы написать подзаконные акты и ужесточить требования к использованию животных в культурно-зрелищных мероприятиях», — адресует претензии к министерству Бурматов.
В июне депутат уже выражал недовольство по поводу бездействия профильных ведомств, которые должны подготовить подзаконные акты. Например, Минкульту необходимо было озаботиться цирками, Минприроды — условиями обитания животных в заповедниках, Минсельхозу — содержанием зверей в крестьянско-фермерских хозяйствах.
«Нужно прописать все нормы: какие должны быть клетки, методы дрессировки. Но этого не сделано! — негодует Бурматов. — Нет порядка лицензирования цирков и зоопарков, чтобы можно было закрывать их за жестокое обращение с животными. В Иркутской области в шапито медведя просто повесили на забор. Это недопустимо! И это разве называется цирком?!»
У Минкульта имеются «все рычаги, чтобы прописать самые серьезные требования», а в случае их неисполнения «просто отбирать лицензии», уверен депутат. По его мнению, Мединскому давно пора обратить внимание на деятельность передвижных цирков, где не щадят животных, что бросает тень на всю отрасль. По его словам, многие частные шапито, гастролирующие по стране, «являются не цирками, а методом отъема денег у населения и эксплуатацией животных».
«По поводу всех этих безобразий в передвижных шапито, где мучают животных, против выступает и цирковая индустрия. Братья Запашные говорят: «Они [небольшие частные шапито] нас дискредитируют». Все жуткие кадры с истязаниями животных идут от шапито. Зоозащитники также против них. А Минкульт сорвал все сроки разработки подзаконных актов, законы не действуют, а скандалы множатся», — поясняет Бурматов.
Запрет на работу шапито может приниматься на уровне региона, считает депутат. Он указывает, что например, в США запреты на использование животных вводятся в отдельных штатах, а в Европе — в городах. Он отмечает, что и в России есть подобные примеры: бывший мэр Магаса Беслан Цечоев не предоставлял площадки под шапито.
«Местные власти имеют возможности запретить такие цирки», — подчеркнул Бурматов.
Коллега Бурматова Николай Валуев также обратил внимание на недостаточный контроль со стороны министерств и ведомств за деятельностью частных шапито: «Есть полные возможности приезжать и проверять цирки, зоопарки, дельфинарии и выявлять факты ненадлежащего содержания животных. Полномочия широкие! Если животных мучают — надо наказывать виновных».
Валуев признался, что не увидел в заявлении Мединского об ужесточении контроля над содержанием цирковых животных никакой конкретики: «Я бы хотел услышать, какие именно требования не устраивают министра культуры. Говорится что-то абстрактное... Не вижу, что сейчас нужно ужесточать. Право контролировать по закону есть. Все упирается в недостаточный контроль».
Росгосцирк призвал сделать более жестким процесс получения лицензии владельцами шапито. По словам представителя госкомпании, рядовые россияне не различают: где государственный, а где частный цирк, но от непрофессионализма владельцев небольших шапито страдает имидж всех артистов. По его словам, в России сейчас сложилась такая ситуация, что «никто вообще не знает, сколько в стране частных цирков и сколько животных в них содержится».
«В госцирках все в плане содержания животных, ухода за ними, питания — супер. Мы готовы пустить за кулисы гостей, которые могут в этом убедиться, — рассказал собеседник. — А частные шапито есть и хорошие, и плохие. Мы очень страдаем, если у них что-то случается, поскольку это бросает тень на всю отрасль. Сейчас, грубо говоря, в частном цирке вы уже можете выступать [с животными], просто имея лицензию ИП».
Однако, как заметили в Росгосцирке, ситуация должна поменяться 1 января 2020 года, со вступлением в силу положения закона «Об ответственном обращении с животными» в части лицензирования деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах. До 1 января 2022 года все юрлица обязаны получить лицензию на использование животных в культурно-зрелищных целях.
«Даны два года владельцам шапито, чтобы навести порядок. Если не уложатся в срок — то не смогут больше работать», — заключил представитель Росгосцирка.
Ранее гендиректор Росгосцирка Владимир Шемякин встретился с руководителями более 20 крупных частных шапито, и стороны выступили за создание Ассоциации передвижных цирков России. «Сообща мы должны обеспечить высокий уровень цирковых программ, безопасность зрителей и комфортные условия для жизни животных во всех цирках страны», — говорил Шемякин.
Планируется, что представители этой ассоциации могут быть приглашены в совет по выдаче лицензий на работу с животными, создающийся на базе Росгосцирка. Совет будет рекомендовать Россельхознадзору выдавать или не выдавать лицензию тому или иному шапито. В Росгосцирке сообщили, что владельцы частных шапито также выступают за наведение порядка в отрасли и за уход с рынка недобросовестных коллег, издевающихся над животными.
Опрос, проведенный ВЦИОМ в прошлом году, показал: 53% россиян считают, что в цирках должны присутствовать животные. Многие европейские и латиноамериканские страны запретили использование зверей на аренах. В ноябре 2017 года активисты устроили двухнедельную голодовку возле Государственной думы, чтобы провести кампанию за принятие закона о защите животных. В прошлом году в Москве было несколько протестов, участники которых требовали запретить эксплуатацию животных в цирках.