Жители Иркутской области опубликовали петицию на сайте change.org, где обратили внимание на Усольский свинокомплекс, который, по мнению активистов, сливает навоз на свои поля. Проверки надзорных органов никаких нарушений не находят. Возможно, причина этого кроется в областном министре сельского хозяйства — внуке владельца свинокомплекса.
«При разложении навоза образуются метилмеркаптан, скатол и фенол — бесцветные газы с характерным неприятным запахом и токсичным влиянием на организм человека. Метантиол вызывает угнетение центральной нервной системы, развитие тяжелого метаболического ацидоза, а также поражение сетчатки глаза. Скатол вызывает отек легких и может привести к дегенеративным изменениям в бронхах. Пары фенола ядовиты и могут спровоцировать ожоги», — следует из петиции на сайте change.org.
Выбросы навоза в поля в Усольском районе начались в 2015 году, когда СХПК «Усольский свинокомплекс» расторг контракт с компанией, эксплуатирующей очистные сооружения. Ранее они принадлежали городу и были оборудованы в том числе для обработки отходов свинокомплекса, который появился в Усолье-Сибирском еще 40 лет назад. После того как «Водоканал», который управлял очистной станцией, разорился, она перешла в руки частной компании — ООО «Аквасервис», и в 2015 году «Усольский свинокомплекс» расторг контракт с владельцем очистных.
Эту информацию подтверждает и генеральный директор «Аквасервиса» Николай Нагих:
«Очистные сооружения в районе действительно только одни. В 2015 году предприятие расторгло с нами контракт — причин я не знаю, это их право», — сообщил Нагих.
Руководство «Усольского свинокомплекса» нам сразу заявило, что недавно прошла проверка Росприроднадзора, которая «никаких нарушений не выявила». Об этом нам несколько раз сообщил Михаил Сухой, председатель профсоюза «Усольского свинокомплекса».
По поводу статьи в региональных СМИ, которые засняли на видео поля с навозом, Сухой ответил просто: «Знаете, журналисты могут из лужи на дороге сделать море и сказать что угодно. У нас были журналисты, но были и проверки, которые не выявили нарушений».
Предоставить документы о соответствии сбросов установленным нормам сотрудник отказался, пригласив меня лично приехать на предприятие и ознакомиться с бумагами.
«На каком основании я буду вам присылать документы? У нас на прошлой неделе закончилась плановая проверка, которая все вопросы смотрела, как мы работаем. Это государственная служба, она не нашла нарушений в деятельности», — утверждает Сухой.
После прямого вопроса о том, размещаются ли отходы на полях, возникла неловкая пауза, после которой все же последовало: «Навоз — нет».
Объяснить, что именно на полях создает неприятный запах, работник свинокомплекса не смог: «Я не знаю, что у нас там размещается, на что могут жаловаться жители. У нас на полях посевные площади. Выращивается овес, посевные культуры».
Не смог Михаил Сухой рассказать и о технологии утилизации отходов. Сотрудник лишь сказал, что очистные сооружения есть, и то — после затянувшейся паузы.
Во время разговора Михаил Сухой не переставал напоминать, что «никаких нарушений проверка Росприроднадзора не выявила».
Навоз относится к отходам третьего класса опасности и не может складироваться без необходимой лицензии и площадки для захоронения. Поля, на которые он сбрасывается, относят к категории сельскохозяйственных, а это значит, что размещение любых отходов там запрещено.
Возможно, проверки не обнаруживают нарушений благодаря бывшему заместителю генерального директора «Усольского свинокомплекса» — Илье Павловичу Сумарокову. Сейчас 30-летний чиновник занимает не по годам высокую должность — министр сельского хозяйства Иркутской области. Генеральным директором свинокомплекса является его дедушка, Сумароков Илья Алексеевич.
У деда с внуком довольно богатая на политическую жизнь история: Илья Алексеевич успел к своему 81 году стать почетным гражданином России и Иркутской области в частности, побыть депутатом Заксобрания Иркутской области и стать заслуженным работником сельского хозяйства.
Внук, как можно догадаться, тоже не отстает: успел побыть депутатом в Иркутской области, стать почетным гражданином пока что только Усольского района, а теперь и вовсе выбился в высшие чины. В министерстве «Шторму» сообщили, что пообщаться с Ильей Павловичем не получится — до 17 июля он в отпуске.
Местные жители рассказывают, что вонючие поля — это не только желание сэкономить на очистных сооружениях, но еще и конфликт между двумя иркутскими кланами — Сумароковых и Кустосов. Евгений Кустос — бывший мэр Усолья-Сибирского, в 2012 году осужденный за организацию убийства на 10 лет. Досрочно вышел из тюрьмы в 2017-м.
По словам активистов, Сумароковы решили получить независимость от мэра города и аффилированных с ним очистных сооружений, поэтому расторгли контракт и пообещали установить свою систему очистки на территории свинокомплекса. Деньги, как утверждают источники, приближенные к клану Сумароковых, были выделены серьезные — 1 500 000 евро.
«Только никаких очистных сооружений не появилось, а деньги участников кооператива перешли в карман Сумароковых», — рассказал «Шторму» источник.
Незаконное размещение отходов животноводства — тема не новая: недавно мы писали о птицефабрике в Чебоксарах, где устроили фекальные поля с птичьим пометом. Там руководитель предприятия, до министра не дотянул, но успел побыть депутатом и является одним из богатейших людей в Чувашской Республике. Нашу заинтересованность проблемой он назвал проплаченным заказом.