St
«Аэрофлот» обвинили в использовании ботов после катастрофы SSJ 100 из-за странных комментариев в Instagram
18+
У большинства пользователей, называвших «Аэрофлот» лучшей компанией, закрытые или коммерческие аккаунты. Но есть и реальные люди Коллаж: © Daily Storm

«Аэрофлот» обвинили в использовании ботов после катастрофы SSJ 100 из-за странных комментариев в Instagram

У большинства пользователей, называвших «Аэрофлот» лучшей компанией, закрытые или коммерческие аккаунты. Но есть и реальные люди

Коллаж: © Daily Storm

После пожара в самолете Sukhoi Superjet 100 «Аэрофлота» в социальных сетях началось активное обсуждение трагедии. Пользователи заметили, что в Instagram-аккаунте авиакомпании появилось большое количество однотипных комментариев, восхваляющих компанию. Корреспондент Daily Storm изучил аккаунты пользователей, оставивших позитивные отзывы. Часть из них оказалась написана реальными людьми, однако среди доброжелательных комментаторов обнаружилось немалое число коммерческих аккаунтов.


Скандал с накруткой ботов начал набирать обороты после того, как Telegram-канал «Беспощадный пиарщик» вечером 6 мая опубликовал скриншоты с комментариями под постом с соболезнованиями родственникам погибших в рейсе Москва — Мурманск. Публикация была размещена в официальном Instagram-аккаунте «Аэрофлота». Пользователи оставляли похожие отзывы, которые сводились к одному тезису: «Аэрофлот» — лучшая авиакомпания».


Подсчет аккаунтов


По подсчетам Daily Storm, к полудню 7 мая под скорбной публикацией «Аэрофлота» пользователи оставили 40 хвалебных комментариев. Были и другие положительные формулировки (без использования словосочетания «лучшая авиакомпания»), однако мы не брали их в расчет.


Чуть меньше половины профилей (у 17 пользователей) оказались закрытыми. Количество подписчиков и подписок в большинстве из них примерно одинаковое, поэтому конкретных выводов по поводу природы этих аккаунтов сделать нельзя.


Еще восемь — пользователи, массово подписывающиеся на другие аккаунты. Это явление называется massfollowing. Такие профили как правило используются в коммерческих целях. Они принадлежат онлайн-магазинам, различным брендам и блогерам. Владельцы подобных аккаунтов подписываются на сотни профилей, в надежде на взаимную подписку.

Читайте там, где удобно: добавьте Daily Storm в избранное в «Яндекс.Новостях», подписывайтесь в Дзен или Telegram.

Скриншот: © instagram / aeroflot
Скриншот: © instagram / aeroflot

Помимо этого, среди комментаторов мы обнаружили одного блогера — обладателя 12 тысяч подписчиков. Он оставил положительный комментарий об «Аэрофлоте»: «Любимая авиакомпания, самые лучшие среди лучших! Как так, как могло так случиться… не понимаю… Но на все воля Всевышнего… К сожалению, ни один из нас не застрахован от этого… Пусть больше беда не коснется нас… Очень расстроена. Соболезную семьям погибших… Пусть земля будем пухом для них», — говорится в сообщении (орфография и пунктуация сохранены).


12 аккаунтов похожи на профили реальных людей. Они проявляют активность в своих соцсетях — публикуют обычные бытовые, а не рекламные фотографии.


Стоит отметить, что два раза из 40 пользователи упоминали «Аэрофлот» в нейтральном ключе. Один аккаунт принадлежит реальному человеку, другой был закрыт. Однако владелец закрытой страницы подверг критике модель самолета, потерпевшего катастрофу.


«Дорогие @aeroflot и родственники погибших в авиакатастрофе, примите искренние соболезнования, мне очень страшно и печально... Очень прошу @aeroflot - откажитесь от SJ 100, не повторяйте ошибок заокеанских коллег, которые только после 2ой авикатастрофы запретили Боинг 737МАХ. Я уверен, что лучшая авиакомпания (без шуток и ироний) достойна более безопасных самолетов... светлой памяти погибшим...», — написал пользователь Instagram (орфография и пунктуация сохранены).


Аудитория Instagram «Аэрофлота»


Для того чтобы получить полную картину аудитории Instagram-аккаунта «Аэрофлота», мы воспользовались специальными сервисами по мониторингу социальных сетей.


По данным HyperAuditor, порядка 4,3% (20,7 тысячи человек) от общего числа подписчиков составляют massfollowers-аккаунты. Ботов больше — 10,6% (51,2 тысячи профилей). При этом качество 785 последних комментариев под постами «Аэрофлота» HyperAuditor оценил как «хорошее».


Более детальную статистику по комментариям предоставил портал Fakelikeinfo. Согласно данным сервиса, 7,4% отзывов под постами «Аэрофлота» оставляют боты или коммерческие аккаунты. Тем не менее Fakelikeinfo оценивает этот показатель как положительный. Хуже с аудиторией: исходя из данных сервиса, лишь 389 тысяч подписчиков «Аэрофлота» составляют активные пользователи.

Скриншот: © instagram / aeroflot
Скриншот: © instagram / aeroflot


Всего на профиль компании в соцсети подписано более 489 тысяч подписчиков. За последние два дня аудитория выросла практически на семь тысяч подписчиков, об этом свидетельствуют данные сервиса Livedune.


По состоянию на 18:30 5 мая 2019 года (именно в это время потерпел катастрофу Sukhoi Superjet 100), на официальный профиль авиакомпании «Аэрофлот» в Instagram были подписаны 481 890 пользователей Сети, к 7 мая их количество выросло до 488 837 человек. За два дня аккаунт набрал 6947 подписчиков.


Кто занимается соцсетями авиакомпании?


Социальными сетями «Аэрофлота» занимается компания «Марком». Ее генеральный директор Сергей Моисеев ведет совместный бизнес с бывшим президентом Российской Ассоциации Маркетинговых Услуг Михаилом Симоновым. Моисееву принадлежит доля в 10% в ООО «Серебряный Меркурий», Симонову — 80%.


Фирма «Марком» выиграла тендер «Аэрофлота» в феврале 2019 года, предложив наименьшую цену за свои услуги, — 33 миллиона рублей.


В обязанности «Маркома» входит полный спектр услуг — от ведения ключевых социальных сетей (Instagram, Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассники») до анализа активности конкурентов: Lufthansa, Delta Airlines, Finnair, British Airways, Turkish Airlines и Emirates.


У «Марком» много клиентов среди государственных структур. Услугами этой компании пользуются различные департаменты города Москвы, фирма заключала контракты с Минкультом, Сбербанком, «Ростелекомом» и другими организациями.


Замалчивание СМИ


На фоне скандала с ботами «Аэрофлота» в СМИ появилась информация, что Lenta.ru не упоминает «Аэрофлот». По данным портала roem.ru, издание выпустило десятки материалов о катастрофе самолета Sukhoi Superjet 100 в московском аэропорту, но ни разу не упомянуло компанию, которой принадлежит самолет. Так же поступила «Газета.ru», входящая в Rambler Group Александра Мамута.


Авиакатастрофа в Шереметьево произошла вечером 5 мая. Пилоты самолета Sukhoi Superjet 100, следовавшего рейсом Москва — Мурманск, после взлета из-за попадания молнии приняли решение совершить аварийную посадку. Из-за удара о взлетно-посадочную полосу борт загорелся. Из огня сумели выбраться меньше половины пассажиров. В авиакатастрофе погиб 41 человек.

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...