St
Акции «Аэрофлота» упали после сообщения о создании Сбербанком и ВТБ авиакомпании
Госбанки планируют создать крупнейшую региональную авиакомпанию в РФ. Это может изменить рынок перевозок

Акции «Аэрофлота» упали после сообщения о создании Сбербанком и ВТБ авиакомпании

Госбанки планируют создать крупнейшую региональную авиакомпанию в РФ. Это может изменить рынок перевозок

Коллаж: © Daily Storm

Акции «Аэрофлота» упали почти на 2,5% после открытия торгов. Это происходит на фоне сообщений СМИ о планах Сбербанка и ВТБ создать крупнейшую в России региональную авиакомпанию. По мнению источников «Шторма» в отрасли, она может изменить рынок региональных авиаперевозок.


Банки по поручению правительства планируют создать новую авиакомпанию, которая будет заниматься межрегиональными перевозками. Планируется, что по объему перевозки пассажиров она может войти в топ-5 крупнейших игроков в отрасли в стране, сообщила газета «Ведомости». Эту информацию подтвердил источник агентства РИА Новости. «Шторм» разбирался, в каком состоянии сегодня находится рынок региональных авиаперевозок и найдется ли в нем место детищу Андрея Костина и Германа Грефа.


По данным «Ведомостей», новый перевозчик будет целиться на перевозку 6-10 миллионов пассажиров в год. Сегодня такими цифрами могут похвастаться только две группы авиакомпаний в России — лидер рынка «Аэрофлот» и второй по величине перевозчик S7 Group (в 2017 году компании перевезли 50,1 миллиона и 14,3 миллиона человек соответственно).


Заявленный объем работы соотносим с результатами, которые показывали в прошлом году «Уральские авиалинии» и UTair, входящие в топ-5 крупнейших авиакомпаний России. В 2017 году эти две компании перевезли восемь миллионов и 7,3 миллиона пассажиров соответственно. Кстати, одно из главных направлений Utair — как раз региональные перевозки.


undefined

О необходимости развивать межрегиональные авиаперевозки в обход Москвы ранее говорил президент России Владимир Путин. В одном из майских указов глава государства поручил к 2024 году довести долю региональных перевозок (в обход Москвы) во внутренних перелетах до 50%. В 2017 году доля таких полетов составляла только 23%.


Высокопоставленный источник «Шторма» в авиационных властях считает, что проект создания нового регионального перевозчика Сбербанком и ВТБ — это «политическое решение». По его мнению, в России действительно есть потребность в создании новых региональных авиакомпаний и развитии перевозок. В то же время собеседник признается, что региональные перевозки — «это планово-убыточный бизнес», который требует субсидирования от государства.


«Правительство заинтересовано в развитии этого рынка. Это политическое решение. Поэтому региональные перевозки активно субсидируются — это 154 маршрута. Кроме того, Минтрансом заявлен проект по реконструкции 65 аэропортов, на что планируется потратить порядка 166 миллиардов рублей. Госбанкам, вероятно, предложили присоединиться и внести свою лепту. Разумеется, на эти перевозки потребуются субсидии. Но это нормально. Такова специфика рынка. Цена авиакеросина за Уралом, а тем более на Дальнем Востоке гораздо выше, чем в Западной России, в ряде случаев — в несколько раз. А пассажиров там не так много, как на международных рейсах. Поэтому туда не идут коммерческие авиакомпании. Многие перевозчики, работающие в регионах, — это наследники бывших отрядов «Аэрофлота» советского», — объясняет собеседник.


Источник отмечает, то для региональных перевозок госбанкам придется задуматься о приобретении энергоэкономичных самолетов, в частности в силу дорогого топлива. Поэтому банки могут заинтересовать турбовинтовые самолеты: они отличаются низким расходом топлива. Такие машины уже активно используются в региональных перевозках. К примеру, в парке крупной российской авиакомпании Utair, которая специализируется, в частности, на региональных перевозках, есть французско-итальянские турбовинтовые самолеты ATR 72. Есть и отечественные аналоги. Например, турбовинтовой пассажирский самолет Ан-24. Такая машина до сих пор используется региональными перевозчиками, например «Якутией».


undefined
Герман Греф Фото: © GLOBAL LOOK press

Впрочем, по мнению другого источника «Шторма», знакомого с системой работы региональных авиакомпаний, проект Сбербанка и ВТБ может натолкнуться на серьезные проблемы.


«Бизнес а-ля бывшая «Саравиа» («Саратовские авиалинии», базировалась в Саратове, в этом году по решению властей прекратила полеты после крушения самолета Ан-148 в Подмосковье), «Ангара» (один из основных авиаперевозчиков на местных авиалиниях в Восточной Сибири, базируется в Иркутске), «ИрАэро» (базируется в Иркутске) живет в первую очередь за счет полетов через Москву и за счет субсидий, если удалось их у государства выпросить. Так, например, живет «РусЛайн». У нее хорошая загрузка кресел. Это Воронеж, Ульяновск и другие направления. 50% оплачивает государство. Этот бизнес работает довольно успешно», — рассказывает собеседник. При этом, по его словам, страна испытывает потребность в первую очередь в перелетах между городами России, минуя Москву.


«Есть необходимость летать из Красноярска в Екатеринбург, Новосибирск, из Магадана или Петропавловска-Камчатского во Владивосток. Это очень специфический рынок. Летать на таких направлениях на больших самолетах — просто трата денег. Зимой загрузка самолета будет слабой. Да и летать придется при минус 40. Здесь нужен парк региональных машин. Турбовинтовых. Например ATR, сейчас покупают канадские Bombardier Canadair Regional Jet (CRJ)», — объясняет собеседник. По его словам, если банки действительно планируют создать региональную авиакомпанию с ежегодным пассажиропотоком 6-10 миллионов человек — им придется построить сеть летных отрядов наподобие той, что имел «Аэрофлот» в Советском Союзе. Придется, в частности, вкладываться в развитие инфраструктуры аэропортов.


Источник полагает, что в истории создания региональной авиакомпании Сбербанком и ВТБ велик риск передела рынка. «Новый игрок будет вынужден договариваться с «Аэрофлотом». Для новой структуры могут быть принесены в жертву компании, которые сегодня более или менее успешно держатся на рынке региональных перевозок, тот же «РусЛайн» или даже Utair», — полагает собеседник «Шторма».


Впрочем, пока что говорить о создании банками новой компании и о том, какую долю рынка она займет, еще рано. В правительстве заявили, что не получали бизнес-план Сбербанка и ВТБ по созданию новой региональной авиакомпании.


undefined
Андрей Костин Фото: © GLOBAL LOOK press

Да и к авиационным властям банки пока тоже не обращались. Как рассказали «Шторму» в Росавиации, чтобы запустить авиакомпанию в России, необходимо сначала подать заявку о намерении создания перевозчика. Однако в ведомстве такой документ от банков пока не получали. В заявке должна быть прописана техническая база компании, уточнили в Росавиации: «В документе должны быть указаны воздушные суда, персонал, пилоты, базы базирования судов, руководящий состав компании, служба авиационной безопасности».


Ряд самолетов у Сбербанка и ВТБ уже есть. В составе Сбербанка и ВТБ — одноименные лизинговые структуры, которые уже давно работают на транспортном рынке — покупают самолеты и сдают их в аренду российским авиакомпаниям. В авиапарке «Сбербанк Лизинг» есть популярные у российских перевозчиков самолеты Boeing 737 и Airbus 321-200, а также машины отечественного производства SuperJet 100, Ан-124 («Руслан»), Ан-148 и даже вертолеты Ми-8. Всего в собственности у «Сбербанк Лизинг» 79 самолетов и вертолетов. Это больше, чем использует один из крупнейших перевозчиков страны — «Россия». По состоянию на начало 2018 года, в парке последнего насчитывалось 63 самолета (Boeing 777/747 и Airbus A319/320).


На самолетах «Сбербанк Лизинг» летают авиакомпании ПАО «Аэрофлот — российские авиалинии» (например авиалайнеры Boeing 737-800 с бортовыми номерами VP-BSB и VP-BKN), дочерние структуры «Аэрофлота» — авиакомпании «Россия», «Победа» и «Аврора» (арендовала у Сбербанка  20-местный турбовинтовой пассажирский самолет DHC-6 Twin Otter 400). Также самолеты у Сбербанка арендуют ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии», Utair, «Ангара», ГК «Волга-Днепр», AirBridgeCargo и ПАО «Корпорация «Иркут».


Услугами «ВТБ Лизинг» активно пользовалась авиакомпания «Трансаэро» (обанкротилась в 2015-м). В ее парке состояло больше 20 самолетов, принадлежавших «ВТБ Лизингу».