St
Автокефалия для «чайников»
Кто решает, получит ли УПЦ независимость от Москвы? От каких патриархий ждать помощи? Чем все может обернуться?

Автокефалия для «чайников»

Кто решает, получит ли УПЦ независимость от Москвы? От каких патриархий ждать помощи? Чем все может обернуться?

В начале сентября в Стамбуле проходит синаксис (общее собрание) «первой среди равных» православных церквей — Константинопольского патриархата, который также называют «Церковь-мать». Главный вопрос, который обсуждают священнослужители, — дать ли независимость (автокефалию) Украинской православной церкви, находящейся под юрисдикцией Московского патриархата. «Шторм» рассказывает, как устроена церковная иерархия, кто в ней принимает окончательные решения и что случается, если «Церковь-дочь» решает пойти наперекор «Церкви-матери».


Православная церковь, в отличие от католической, где в руках Папы сосредоточена вся юридическая и каноническая власть, не имеет такой жесткой вертикальной структуры. Для восточных христиан ключевое понятие — это единство веры и единство церквей.


undefined
Встреча патриарха Московского Кирилла с патриархом Константинопольским Варфоломеем Фото: © Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси

Как устроена православная церковь?


Из-за этого взаимоотношение патриархий в православном мире — очень сложная для понимания вещь.


Автокефалия — понятие, которое чаще всего появляется в заголовках новостей об Украинской православной церкви, — означает «статус независимости». Именно автокефалия — краеугольный камень всей православной структуры.


Во времена Римской империи существовали три автокефалии: римская, александрийская (современный Египет) и антиохийская (современная Сирия). Затем к ним добавилась константинопольская и иерусалимская. Даже из названий видно, что деление на независимые патриархии было в первую очередь территориальным.


После раскола христианской церкви на католичество и православие римская автокефальная церковь исчезла из списка равных.


undefined
Папские легаты провозглашают анафему Патриарху Константинополя

Зато с распространением православной веры среди славян начали появляться новые независимые патриархаты. Особые полномочия в этом процессе были именно у Константинополя: дело в том, что автокефалию патриархату могла дать только та церковь, в зависимости от которой он находился. Восточные славяне во времена Османской империи находились под властью турок, а значит и константинопольского патриархата.


Какие автокефалии существуют?


Сейчас в православном мире есть 14 полностью признанных автокефальных церквей:


— Вселенский Константинопольский патриархат;

— Александрийский патриархат;

— Антиохийский патриархат;

— Иерусалимский патриархат;

— Московский патриархат;

— Сербский патриархат;

— Румынский патриархат;

— Болгарский патриархат;

— Грузинский патриархат;

— Кипрская православная церковь;

— Греческая православная церковь;

— Польская православная церковь;

— Албанская православная церковь

— Чехословацкая православная церковь.


Также часть патриархатов (в том числе Московский, но не Великий Константинопольский) признают автокефалию Православной церкви в Америке.


Кроме того, есть еще автономные церкви, получившие самостоятельность от автокефальных церквей, и непризнанные независимые церкви. Среди них — Украинская православная церковь Киевского патриархата, вопрос о независимости которой сейчас обсуждается в Стамбуле.


undefined
«Святой и Великий Собор»— собор предстоятелей и представителей 10 из 14 признанных поместных Православных церквей, состоявшийся в июне 2016 года в Колимвари, Греция. Фото: © argumentua.com

Имеет ли значение порядок, в котором перечислены церкви?


Да, несмотря на заявления о единстве в православии, порядок перечисления — весьма важный и болезненный вопрос.


Список автокефальных церквей — это еще и диптих — порядок перечисления имен во время литургии (главное христианское богослужение). Иметь более высокую позицию почетно. Так, когда Московский патриархат получил в XV веке автокефалию, патриарх Иов рассчитывал на третье место в диптихе, однако патриархи Константинопольский, Александрийский и Иерусалимский не согласились поставить его впереди себя.


Как находящиеся на вершине списка старейшие патриархаты относятся к РПЦ и украинскому вопросу?


Патриарх Александрийский Феодор ІІ (в миру Николаос Хорефтакис, родился в 1954 году на Крите) тесно связан с Россией и Украиной. В советские годы грек изучал историю искусств, литературу и философию в Одесском университете. С 1985-го по 1990 год был экзархом Александрийского патриархата в Русской православной церкви.


Став патриархом, Феодор ІІ поддерживал теплые отношения с РПЦ. Он был единственным иностранным патриархом, кто в 2009 году приехал на интронизацию Кирилла в храм Христа Спасителя.


Летом 2018 года Феодор II заявил, что современные политики чаще наносят вред церкви, чем ей помогают, когда его спросили о предложении Петра Порошенко об автокефалии УПЦ. А главу УПЦ Филарета патриарх призвал покаяться и после этого вернуться в лоно церкви.


Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн X (в миру Юханна Язиджи, родился в Латакии в 1955 году) близок к России как минимум в силу политических причин — из-за войны в Сирии и миротворческих усилий ВКС. В декабре 2017 года патриарх публично поблагодарил нашу страну за борьбу с распространением терроризма на Ближнем Востоке.


Иерусалимский патриарх Феофил III (Илия Яннопулос, родился в греческом городе Мессиния в 1952 году) высказывал поддержку пусть не РПЦ, но Украинской православной церкви Московского патриархата, выступающей против раскола.


undefined
Фото: © facebook.com/diak.kuraev

Насколько большой вес имеет их позиция?


Отвечает протодиакон Андрей Кураев:


«Вопрос автокефалии решает только Константинопольский патриархат. Именно они писали все каноны, и нет ничего удивительного в том, что писали их под себя.


Другие патриархи могли высказывать слова поддержки, но решающего значения они не имеют. И не надо забывать, что это греки, которые могут говорить те вещи, которые хотят услышать.


Таких случаев, когда Константинопольский патриархат признавал чью-то автокефалию, а другие патриархаты отказывались это делать, не случалось. Вот наоборот — было. Например, Константинополь не признает автокефалию Православной церкви в Америке».


Какие автокефальные патриархаты самые многочисленные?


На первом месте с огромным отрывом идет Московский патриархат (около 100 миллионов человек паствы, по данным The Pew Research Center), затем румынский и греческий (16 и 10 миллионов человек). Паства Болгарского и Сербского патриархатов — около восьми миллионов человек у каждого.


На Украине — около 35 миллионов православных христиан и три конкурирующие церкви: Украинская православная церковь Московского патриархата, которая насчитывает около 12 тысяч приходов; Украинская православная церковь Московского патриархата — около пяти тысяч приходов; Украинская автокефальная православная церковь — около тысячи приходов.


Связаны ли автокефалии финансово?


Отвечает протодиакон Андрей Кураев:


«Нет, все патриархии финансово независимы друг от друга. Но нужно помнить, что у Константинопольского патриархата есть много приходов в США, и это тоже играет свою роль».


Есть ли четко обозначенные факторы, определяющие — быть автокефалии или нет?


Нет, есть только обобщенный исторический опыт, а не конкретные условия. Обычно патриархаты получали автокефалию, когда совпадали следующие факторы: страна, где находится церковь, должна была быть политически самостоятельна и отделена границей от страны «материнской церкви», население государств должно отличаться этнически. Кроме того, требовалось согласие патриархата, в подчинении у которого находится потенциальный новичок.


Еще одно важное правило: автокефалию дает только «материнская церковь». То есть Московский патриархат не имеет прав давать независимость македонским православным от сербов, а болгары не могут принять решение об автокефалии внутри грузинского патриархата.


Однако, когда речь идет о решении Константинополя, это условие может оказаться «размыто».


Чем грозит России автокефалия для УПЦ КП?


Отвечает протодиакон Андрей Кураев:


«Под угрозой может оказаться имущество УПЦ МП. Если решение будет принято, украинские власти могут потребовать от Украинской православной церкви Московского патриархата изменить название, чтобы не было двух структур с одинаковым именем.


УПЦ МП придется перерегистрировать, и тогда встанет вопрос об их имуществе. Будет происходить то, что происходит в России со «Свидетелями Иеговы» (запрещенная в РФ организация).


По мнению Андрея Кураева, в такой ситуации Московской патриархии стоило бы искать компромисс, но там не осталось людей, способных повлиять на принятие подобного решения. Например, Москва могла бы дать автокефалию УПЦ МП, на которую Константинополю пришлось бы согласиться, и тогда события развивались бы по совершенно другому сценарию.