Профсоюз летного состава (ПЛС) и Шереметьевский профсоюз (ШПЛС) призвали российских пилотов выступить против планов правительства по уменьшению отпуска летчиков и бортпроводников. Общественники согласовали с властями пикет в Петербурге и митинг в Москве. В Уфе намереваются собрать подписи в поддержку протеста. Активисты уверены, что сокращение отпусков пилотов негативно скажется на безопасности полетов в России. «Шторм» рассказывает, как и зачем профсоюзы и пилоты протестуют против инициативы правительства.
Вопрос сокращения количества нерабочих дней пилотов и бортпроводников сейчас обсуждается в Минтрансе. В конце августа правительство подготовило проект приказа о дополнительных отпусках для работников, чей труд связан с вредными факторами. Как утверждают профсоюзы, проект устанавливает пилотам минимальный дополнительный отпуск сроком на семь дней. Более продолжительный отпуск, по задумке правительства, может быть предоставлен летчикам по соглашению с работодателем. Общественники считают такую инициативу вредной для российской гражданской авиации. По их мнению, переутомление авиаторов может сказаться на безопасности полетов и грозит возникновением аварийных ситуаций.
Шереметьевский профсоюз летного состава призвал Минтранс направить правительственный проект на доработку. В ШПЛС указали, что проект не проходил обсуждение в экспертной среде и не подкреплен научными исследованиями. В профсоюзе считают, что документ разработан без учета международных стандартов гражданской авиации (ИКАО).
Кроме того, инициатива якобы игнорирует санитарно-гигиеническую характеристику вредности труда членов экипажей самолетов (подготовлена главным государственным санитарным врачом России). В характеристике указано, что летчик испытывает «глубокое снижение психофизических и биологических резервов здоровья», в частности — из-за «измененной гравитации» и «больших величин перепада атмосферного давления». В ШПЛС отмечают, что на членов экипажей негативно воздействуют и сама воздушная среда, и пересечение поясов, и радиация.
В ШПЛС также ссылаются на приказ Министерства гражданской авиации СССР №50 (действует до сих пор), который относит пилотов к работникам, чей труд связан с повышенной опасностью. Этот документ предусматривает для летчиков дополнительный отпуск продолжительностью до 42 дней. И даже с учетом допотпуска пилоты за год отдыхают меньше других работников, кто трудится в рамках пятидневки: 112 дней против 136. Все дело в том, что коммерческий пилот, как правило, имеет только один выходной в неделю. В других странах количество выходных у пилотов разнится — от 131 до 224 дней в году, указывает профсоюз.
В организации настаивают, что именно переутомление пилотов было основной причиной большинства авиакатастроф в России в последние 15 лет. В случае принятия проекта о сокращении дополнительного отпуска пилотов и без того низкий уровень безопасности полетов в РФ рискует стать еще ниже, считают в ШПЛС.
Там также опасаются усиления «оттока» пилотов за рубеж (за последние годы несколько сотен российских пилотов уехали работать в Китай и Южную Корею). Это увеличит дефицит профессионалов, который российские авиакомпании испытывают уже сегодня (о чем свидетельствует письмо «Аэрофлота», ранее опубликованное «Штормом»).
ШПЛС призывает государство выступить гарантом безопасности пилотов и пассажиров и установить продолжительность отдыха авиаторов, не перекладывая решение этого вопроса на перевозчиков, которые заинтересованы в первую очередь в снижении издержек и увеличении прибыли.
Сегодня в российских авиакомпаниях не соблюдается режим отдыха пилотов, констатируют в ШПЛС. В профсоюзе связывают это в том числе со сдельной оплатой труда, которая подталкивает авиаторов летать чаще в погоне за большей зарплатой.
7 сентября проект будет обсуждаться Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Там профсоюзы будут спорить о сроках отпусков с авиакомпаниями, которые выступают за сокращение дней отдыха для летчиков.
Впрочем, профсоюзы не стали дожидаться обсуждения с перевозчиками и чиновниками и решили «вывести» проблему на улицы. Профсоюз летного состава авиакомпании «Россия» организовал в Петербурге 4 сентября пикет против сокращения пилотских отпусков. К нему планирует также присоединиться Шереметьевский профсоюз бортпроводников (ШПБ).
Основная акция пройдет 12 сентября в Москве. Ее готовит Шереметьевский профсоюз летного состава. В протесте, по словам собеседников «Шторма», могут принять участие политические партии. Профсоюз бортпроводников тоже поддержит демарш. Акции в обеих столицах уже согласованы местными властями.
В Уфе тоже готовятся поддержать сохранение отпусков. Профсоюз «Ветераны авиации Башкортостана» планирует собрать у пилотов подписи, которые направят в Москву в преддверии столичного митинга. «Мы горячо поддерживаем это начинание», — отметил в разговоре со «Штормом» председатель башкортостанского профсоюза Рустэм Мустафин.
Не согласны с предложением правительства и в профсоюзе «Уральских авиалиний» (входит в состав ПЛС) в Екатеринбурге. Организация в пятницу, 31 августа, направила в Минтруд, Минтранс и администрацию президента РФ письма с просьбой отменить проект по сокращению отпусков пилотов. К протесту также может присоединиться первичная профсоюзная организация авиакомпании «Аврора» (Дальний Восток).
Справка
Российские авиакомпании уже не первый год просят сократить отпуска пилотов, указывая на дефицит кадров в отрасли. Лидер рынка «Аэрофлот» еще в 2012 году обратился в Минтранс с просьбой «подрезать» выходные летчикам. После этого перевозчик пытался через суд доказать необходимость сокращения отпусков пилотов, но проиграл. К обсуждению вопроса вернулись в 2017 году. А в июле 2018 года правительство разработало проект постановления, регулирующий отпуска работников вредных производств. Но профсоюзы утверждают, что не были уведомлены о начале обсуждения. Поэтому, по их мнению, регламент принятия такого рода проектов был нарушен.