St
Бездоходный полет: российские авиакомпании показали миллиардные убытки
18+
Перевозчики вряд ли рискнут поднять цены на билеты — россиянам нечем будет платить Фото: © GLOBAL LOOK press/Leonid Faerberg

Бездоходный полет: российские авиакомпании показали миллиардные убытки

Перевозчики вряд ли рискнут поднять цены на билеты — россиянам нечем будет платить

Фото: © GLOBAL LOOK press/Leonid Faerberg

В первом полугодии 2018 года авиакомпании потерпели убытки в 40 миллиардов рублей, посчитали представители перевозчиков. Если верить опубликованным данным, 2018 год окажется одним из худших для рынка за последнее десятилетие. Впрочем, отчеты крупнейших игроков за два квартала показывают, что убыток по отрасли значительно меньше. По подсчетам «Шторма», перевозчики потеряли порядка 12 миллиардов рублей. Опрошенные изданием эксперты подтвердили, что расходы компаний превысили доходы, и предположили, что итоги года окажутся для тех отрицательными. Впрочем, на цене билетов, по мнению собеседников, финансовые проблемы авиакомпаний вряд ли сильно скажутся, поскольку россияне не потянут большую стоимость полетов.


Вечные убытки


О миллиардных убытках отрасли представители авиакомпаний сообщают регулярно с 2011 года. Так, по данным ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), компании терпели убытки еще до начала экономического кризиса в стране: в 2011 году они составили 14 миллиардов рублей, в 2012-м — 7,7 миллиарда, в 2013 году — почти пять. Позднее «снежный ком» потерь, если верить данным АЭВТ, только нарастал.

 

В 2014 году авиакомпании «налетали» 24,6 миллиарда рублей убытков, в 2015 году АЭВТ предупреждала, что убытки могут достигнуть 25-30 миллиардов. Ведущий эксперт института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко подтверждает, что в последние годы отрасль в основном показывала отрицательные значения. По его мнению, это связано с поведением игроков рынка: все эти годы авиакомпании покупали больше самолетов, чем было необходимо для обеспечения спроса. Источник «Шторма» в одной из ведущих авиакомпаний России подтверждает, что ряд перевозчиков имеют избыток провозных мощностей (самолетов).


«Спрос [на перелеты], конечно, в последние годы растет. Но не настолько быстро, как авиакомпании набирают новые самолеты. Это тенденция начиналась в 2010-2011 годах. В 2010-м после кризиса (2008 года) восстановительный рост спроса был настолько быстрым, что опередил рост числа провозных емкостей (самолетов. — Примеч. «Шторма»). После этого перевозчикам так уже не везло. Положительная динамика была только в 2016 году, после остановки «Трансаэро» (в октябре 2015 года вторая по объему перевозок российская авиакомпания «Трансаэро» прекратила полеты. — Примеч. «Шторма»). После смерти «Трансов» в 2015 году, в 2016-м у всех наступило счастье. С рынка ушло 15% провозных емкостей. Остальные смогли поднять тарифы и пережить кризис. Тот, кто умирает первым, дает остальным шанс пережить кризис», — заключил Крамаренко. При этом собеседник отметил, что не все перевозчики следуют негативному тренду. Ряд авиакомпаний получали прибыль даже в тяжелые для остальных участников отрасли годы. Например, S7 Group (авиакомпании «Сибирь» и «Глобус»).

Читайте там, где удобно, и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.

Фото: © GLOBAL LOOK press/Leonid Faerberg
Фото: © GLOBAL LOOK press/Leonid Faerberg

В этом году, по оценке Крамаренко, перевозчики могут показать серьезные убытки. Однако, по его мнению, ситуация на рынке сейчас довольно стабильная.  


«Убытки — это еще не кризис. Совокупная выручка отрасли в прошлом году была порядка 3 триллионов 200 миллиардов рублей. Сейчас катастрофы нет. Катастрофическая ситуация накапливается постепенно, как это было с 2011-го по 2013 год, когда авиакомпании, в основном «Трансаэро» и «ЮТэйр», получали колоссальные убытки», — вспоминает Крамаренко. По данным «СПАРК-Интерфакс», «ЮТэйр» в 2014 году недосчиталась 22,3 миллиарда рублей, в 2015 году — 18,4 миллиарда. Авиакомпания «Трансаэро» (обанкротилась) в те же годы «налетала» 19,3 и 103 миллиарда рублей убытков соответственно. 


После закрытия крупных авиакомпаний «Трансаэро» и «ВИМ-Авиа» рынок сильно изменился, отмечают собеседники издания. Произошла консолидация и укрупнение перевозчиков. Численность авиакомпаний в России несколько сократилась, а 70% перевозок на рынке заняла первая пятерка авиакомпаний, указывают источники.


В текущем году отрасль гарантированно получит убытки, полагает Андрей Крамаренко. «Вопрос в том, будут ли эти убытки рекордными», — говорит собеседник. «Шторм» ознакомился с финансовой отчетностью российских авиакомпаний за первое полугодие 2018 года. По приблизительным подсчетам (данные по ряду авиакомпаний за 2018 году пока отсутствуют), общий убыток перевозчиков по итогам первых двух кварталов 2018 года составил 12 миллиардов рублей. Большая часть недостач пришлась на группу «Аэрофлот». По данным «СПАРК-Интерфакс», группа ушла в минус на 7 миллиардов 182 миллиона рублей. Отчет МСФО о финансовой деятельности «Аэрофлота» показывает меньший убыток — 5 миллиардов 228 миллионов рублей.


«Для «Аэрофлота» это несущественный убыток. Выручка компании в этом году составила полтриллиона (532,9 миллиарда рублей). Не надо забывать и про доходы перевозчика от «пролетных» (иностранные авиакомпании платят России за полеты из Европы в Азию через Сибирь. Эти деньги со времен Советского Союза отчисляются «Аэрофлоту». — Примеч. «Шторма»). Только на «пролетных», которые не отражаются в авиационной статистике, «Аэрофлот» зарабатывает гораздо больше, чем составил убыток. Да и предыдущие два года были для компании довольно прибыльными (в 2015 и 2016 годах чистая прибыль «Аэрофлота» составила 30,6 и 28,4 миллиардов рублей соответственно. — Примеч. «Шторма»).

Фото: © GLOBAL LOOK press/Aleksey Bychkov
Фото: © GLOBAL LOOK press/Aleksey Bychkov

На втором месте по размеру убытков оказалась авиакомпания «ЮТэйр». В первом полугодии 2018 года они составили 3 миллиарда 815 миллионов. Это почти шестая часть от выручки компании за тот же период (25,2 миллиарда рублей). Предыдущие два года «ЮТэйр» показывала незначительную прибыль: 589 миллионов рублей в 2016 году и 101 миллион рублей — в 2017-м.


Еще один крупный игрок, оказавшийся в минусе, — «Уральские авиалинии». По данным «СПАРК-Интерфакс», «Уральские» в первом полугодии потеряли 896 миллионов рублей. При этом в прошлом году чистая прибыль компании составила 3 миллиарда 235 миллионов рублей, в 2016-м — почти 2,7 миллиарда рублей.


Авиакомпания «Сибирь» (S7 Group) в этом году показывает положительный результат. Чистая прибыль перевозчика по итогам только двух кварталов 2018 года — 2 миллиарда 475 миллионов рублей. В прошлом году «Сибирь» получила 4 миллиардов 431 миллионов чистой прибыли по итогам года, в 2016 году — 2 миллиарда 895 миллионов.  


В десятке крупнейших авиакомпаний также фигурируют Nordwind Airlines и Azur Air. Финансовой отчетности по этим перевозчикам в СПАРКе пока что нет. Однако в пресс-службе Azur Air «Шторму» сообщили, что по итогам первого полугодия 2018-го компания оказалась в плюсе. По итогам года она тоже не ждет потерь. За последние пять лет компания показывала убыток только один раз — в 2015 году (161 миллион рублей). После этого два года перевозчик показывал прибыль — 275 и 161 миллион рублей соответственно.


«Касательно [роста цен на керосин] в отношении нашей компании, трагедии в этом году никакой не будет точно. У нас максимальная загрузка судов (самолетов): мы берем дополнительные воздушные суда — новые «Боинги», об убытке точно речи идти не может», — объяснила «Шторму» директор по связям с общественностью авиакомпании Azur Air Анастасия Матюшина.

Фото: © GLOBAL LOOK press/Leonid Faerberg
Фото: © GLOBAL LOOK press/Leonid Faerberg

По авиакомпаниям «Россия», «Победа» и «Аврора» (дочерние структуры «Аэрофлота») отдельных данных нет, но с 2014 года они ни разу не оказывались в минусе. По остальным крупным российским авиаперевозчикам — Red Wings, «ЯМАЛу» — данных за 2018 год пока также нет.


Откуда убытки?


В финансовой отчетности «Аэрофлота» по МСФО указано, что на операционные траты компании сильнее всего повлиял рост цен на авиационное топливо. Согласно отчету, авиакеросин подорожал на 30% в первом полугодии. Особенно быстрым рост цен оказался во втором квартале 2018 года. В итоге расходы компании на топливо увеличились на 38,5% до 77,9 миллиарда рублей. Оценка ситуации главой Минтранса Евгением Дитрихом была немного оптимистичней. По его данным, авиационный керосин за первое полугодие подорожал на 18-20%, а к концу года рост должен превысить 30%. По данным министра, перевозчики дополнительно потратят 50 миллиардов рублей из-за подорожавшего топлива. Половину этих расходов Минтранс предлагал оплатить из бюджета. По мнению собеседников «Шторма» в отрасли, эта инициатива вряд ли найдет положительный отзыв в правительстве.


Совершенно по-разному видят ситуацию с ростом цен на топливо Росавиация и Ассоциация эксплуатантов воздушных судов (АЭВТ представляет интересы ряда крупных российских авиакомпаний). По данным авиационных властей, цены подросли всего на 2,6%. АЭВТ настаивает на том, что цены скакнули на 40%.


В пресс-службе авиакомпании Azur Air «Шторму» рассказали, что рост стоимости авиакеросина оказался ощутимым для рынка. «Рост цен на 30-40%, когда [топливо] составляет 25-30% в общей массе расходов — конечно, это существенно сказывается на экономике», — объяснили в компании. В Azur Air ожидают, что осенью цены на авиационное топливо вырастут еще сильнее.

Фото: © GLOBAL LOOK press/Viktor Borzyh
Фото: © GLOBAL LOOK press/Viktor Borzyh

«Впереди осенний сезон, когда традиционно цены на керосин растут: нефтеперерабатывающие заводы встают на профилактику. Начинается выпуск зимнего дизельного топлива, это уменьшает процент производимого керосина. Топлива на рынке становится меньше. Оно традиционно дорожает», — объяснили в пресс-службе перевозчика.


При этом в компании отметили, что третий квартал для авиакомпаний, как правило, бывает самым «жирным». За это время можно «отыграть» некоторые убытки первого полугодия.


«Это касается в первую очередь компаний, выполняющих регулярные перевозки на внутреннем рынке и за рубеж. Мы все-таки чартер, который возит исключительно на зарубежный отдых. Как показывает практика, в работе Azur резкой сезонности не наблюдается», — уточнили в пресс-службе перевозчика.  


Рубль «опрокинул» полеты


Источник «Шторма», близкий к руководству Ростуризма, считает, что падение курса рубля отразилось на финансовых показателях авиакомпаний сильнее, чем подорожание топлива.


«Топливо — не образующая составляющая в цене билета. Оно формирует стоимость билетов примерно на 30%. Лизинг занимает большую долю в цене билета (большинство самолетов российских авиакомпаний находятся в лизинге). Курс рубля сильно упал. И это отразилось на лизинговых платежах. Ведь заработанные в рублях деньги авиакомпании должны переводить в валюту для оплаты лизинга», — объясняет собеседник. По его словам, перевозчикам в этом году пришлось сильно потратиться на аэропортовые сборы и аэронавигационное обслуживание. «На ряде направлений это особенно повлияло на цену перелетов», — добавляет источник. Впрочем, по его словам, убытки авиакомпаний на цене билетов сильно не скажутся.


«Авиакомпании сдерживают рост тарифов второй год. Рост цен за билеты, который мы видим, несоизмерим с тем, насколько сильно выросли цены на топливо и как изменилась цена валюты. Резкого изменения в цене билетов не произошло. По ряду направлений средний чек даже сокращается. Это касается, например, полетов в Сочи и Симферополь. На международные направления цены все же, конечно, подросли. Международные билеты рассчитываются каждую среду как раз исходя из валютного курса», — отмечает источник.

Фото: © CC0 Public Domain
Фото: © CC0 Public Domain

Ведущий эксперт института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко считает, что авиакомпании сами создали себе финансовые проблемы, переоценив спрос на полеты.


«Отрасль сильно переоценила спрос на это лето. Влияние девальвации рубля было чересчур сильным. Авиакомпании были вынуждены без особой прибыли отлетать летний сезон. Зимой будет еще хуже. Рубль мало того что рухнул — нет уверенности, что не обвалится еще круче», — говорит Крамаренко. Он полагает, что перевозчики ожидают от правительства и других послаблений. В частности, авиакомпании надеются на продление льгот по НДС на полеты внутри страны (до 2020 года ставка НДС для полетов на внутренних рейсах для авиакомпаний установлена на уровне 10% вместо 18%).


Источник в отрасли отмечает, что авиакомпании имели и ряд преимуществ в этом году. К таким собеседник относит льготы по НДС (налог на добавленную стоимость) на полеты на Дальний Восток, в Калининград и Крым (правительство обнулило налог на добавленную стоимость для полетов по этим направлениям — правило действует с 1 октября 2018 года). «Это в некоторой степени поможет компаниям и пассажирам сэкономить», — уверен собеседник. Он также указывает, что в прошлом году рост авиаперевозок в России составил 18%. В этом году рост тоже есть, хотя и умереннее, отмечает источник.


По его данным, ряд авиакомпаний показывают положительную динамику. «Cамый динамичный рост просматривается в сегменте «лоукост» — это источник для удерживания цен», — указывает собеседник.

Фото: © GLOBAL LOOK press/Zamir Usmanov
Фото: © GLOBAL LOOK press/Zamir Usmanov

«Red Wings показывают хорошую динамику, «Азимут» появился (основана в феврале 2017 года), «Победа», «Аврора». S7 и «Уральские авиалинии» — явные лидеры. У туристических авиакомпаний самый большой рост пассажиров», — добавляет источник.


Что думают власти?


В этом году ассоциация эксплуатантов жаловалась на рост цен авиакеросина в Федеральную антимонопольную службу. Там признали, что цены растут.


На формирование цен, по данным ФАС, повлияло в том числе ужесточение налоговой нагрузки (в 2015 году правительство провело «налоговый маневр» — налог на добычу нефти подняли, а налог на экспорт нефти наоборот смягчили. Цены на нефтепродукты, в том числе авиакеросин в России выросли. Внешний рынок оказался в преимуществе). Кроме того, на цену авиакеросина повлияли инфляционные процессы в стране и сезонный спрос на нефтепродукты, отметили в ФАС.


В ведомстве заявили, что следят за ситуацией и сейчас цены на авиакеросин в РФ формируются рынком.


В Министерстве энергетики, проанализировав просьбу перевозчиков, тоже признали, что рост цен есть. Но заявили, что государство не может влиять на стоимость авиатоплива, потому как оно не относится к продукции естественных монополий. В министерстве заметили, что во время заседания у зампреда правительства Дмитрия Козака нефтяники обязались поставить авиакомпаниям столько топлива, сколько им будет нужно. При этом цену решено было зафиксировать на уровне 6 июня 2018 года (день заседания).

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...