В начале июля в преддверии мэрских выборов сразу несколько видеоблогеров опубликовали ролики, в которых рассказали о преображении Москвы в последние годы. Первым на скрытую рекламу обратил внимание Telegram-канал «Методичка». Мы поговорили с агентством, которое представляет интересы блогеров. Там отрицают связи с московской мэрией.
О чем говорят?
Первым среди «народных журналистов», как недавно выразился Владимир Путин, опубликовавших хвалебный ролик, стал Николай Соболев, который рассказал о преображении парка Горького.
«Парк Горького — это то место, после которого не очень хочется возвращаться в Питер», — отмечает Соболев в своем видео. Позже к обзору блогера подключились Тимур Сидельников и Дима Масленников. Они рассказали о видах досуга в парке культуры и отдыха.
Следом похвалили парк Северного речного вокзала, о нем в своем видео говорит Элли Ди: «Здесь можно погулять как по парку, так и по набережной, полюбоваться водой, отдохнуть здесь. В зимнее время центральные аллеи заливают водой, чтобы образовался каток с натуральным покрытием, в весенне-летний период парк превращается в оазис», — описывает Элли.
В свою очередь Макс Брандт, разговаривая с иностранными болельщиками, отметил, что на Никольской исчезла наружная реклама. А в ролике Кости Павлова таксист в интервью рассказал о преимуществах московской выделенки.
Все эти блогеры сотрудничают с агентством WildJam. Компания занимается продвижением рекламы звезд интернета в социальных сетях. Руководит агентством Ярослав Андреев, бывший сотрудник «ВКонтакте». До января 2016 года предприниматель занимал пост директора по работе с партнерами в социальной сети. Сейчас же развивает свои собственные проекты. Один из таких — интернет-магазин видеоигр. Его партнером стал совладелец продюсерского агентства «Абрикос медиа» Никита Смирнов. В апреле 2017-го компания объединилась с WildJam.
Среди клиентов организации есть довольно известные персоны, которые уже появлялись на правительственных мероприятиях. Так, 7 июня 2018 года инcтаблогерам Гусейну Гасанову и Наталье Красновой посчастливилось задать вопрос президенту Владимиру Путину.
Совпадение?...
Блогеры, рассказавшие о преображении столицы на своих YouTube-каналах, отрицают связи с правительством Москвы или же с действующим мэром столицы Сергеем Собяниным. По словам PR-менеджера WildJam Юлии Домбровской, они не получали денег на нативную рекламу, а то, что несколько человек за одну неделю рассказали о преобразованиях в городе, — случайное совпадение:
«Ребята захотели выпустить ролики, я не вижу в том ничего плохого. Это их инициатива. Они просто сняли ролик с парком Горького. Ни о какой рекламе речи не идет. Если вы копнете дальше, то увидите, что мы сотрудничаем с этим парком. Почему в прошлом году, когда мы дружно поздравляли в парке Горького выпускников, об этом никто не говорил? Может быть, такая информационная повестка? Мне кажется, вы просто заостряете внимание там, где его не должно быть. Давайте тогда все, что снимается в Москве, называть проплаченной рекламой», — объясняет «Шторму» Домбровская.
На вопрос о том, почему за одну неделю было опубликовано несколько однотипных видео, в которых авторы рассказывают про столицу, PR-менеджер ответила:
«Я не вижу здесь ничего такого. Я привела один из множества примеров, когда блогеры где-то что-то снимают. Они любят города — и Москву в том числе. Даже Николая Соболева сюда перетаскиваем, потому что у него очень много дел в этом городе. Не вижу в этом никакой истории, ради которой можно так раздувать», — отметила Домбровская.
Стоимость размещения
Согласно бирже блогеров Efir.io, стоимость размещения интегрированной рекламы начинается от двух тысяч долларов. Так, у Макса Брандта (миллион 300 тысяч подписчиков) ценник стартует с 2157 долларов, Тимур Сидельников (более миллиона 700 тысяч подписчиков) берет за рекламу 3197 долларов. Стоимость размещения рекламы у Кости Павлова (тоже более миллиона 700 тысяч подписчиков) составляет 3996 долларов. Практически восемь тысяч долларов стоит интеграция у Димы Масленникова (более 3 миллионов 300 тысяч подписчиков). Самое дорогое размещение — у Николая Соболева (более 4 миллионов 500 тысяч подписчиков): ценник начинается от девяти тысячи долларов.
По мнению политтехнолога Павла Быстрова, если расценивать ролики как скрытую рекламу, она сделана достаточно профессионально. Однако эксперта смутила аудитория, на которую рассчитано видео:
«Вопрос в том, насколько правильно выбрана целевая аудитория для этой рекламы. Безусловно, она нацелена на людей от 18 до 30 лет, хотя даже несколько младше. Более интересный вопрос: насколько работа с этой аудиторией позволит увеличить рейтинг кандидата, в пользу которого создавалась эта нативная реклама. Вероятно, те, кто ее делал, проводили социологические исследования, — говорит Быстров, он отмечает: — Создатели предполагают заинтересовать молодежь в выборах. Возможно, в дальнейшем стоит ожидать мобилизации молодежной части электората. Но если ее не будет, то сами по себе ролики ничего не дадут. Надо будет смотреть, как будет развиваться этот сюжет. Лишь в совокупности можно будет оценить результативность такого хода».