После очередного инвестиционного успеха (китайская социальная сеть Kwai, заточенная под обмен видео, обогнала «ВКонтакте» по скачиваниям в РФ) фонда DST Global Юрия Мильнера «Шторм» решил изучить другие проекты, в которые вложился экс-совладелец Mail.Ru Group.
Хочешь знать, какой стартап выстрелит, — следи за тем, что делает Юрий Мильнер. Это единственный российский бизнесмен, которого журнал Forbes регулярно включает в свой «Лист Мидаса» — рейтинг предпринимателей, чьи инвестиции дают жизнь проектам, не просто приносящим прибыль, но и меняющим наш мир. Так, DST Global в свое время давал деньги Facebook, Twitter, Alibaba, Airbnb, Xiaomi — в тот момент, когда названия этих проектов были известны только специалистам.
В феврале-марте 2018 года Юрий Мильнер, по информации СМИ, вложился в токены TON Telegram. В апреле деньги DST Global получил британский финансовый стартап Revolut (мы про него расскажем чуть ниже), созданный нашими соотечественниками Николаем Сторонским и Владом Яценко.
Среди проектов, поддерживаемых Мильнером, только эти два хотя бы отдаленно связаны с Россией. Сейчас главный поставщик стартапов — Азия. Именно там, если верить DST Global, создается наше будущее.
Компании, в которые инвестирует фонд, можно разделить на семь сфер: финансы, авто, торговля, сфера услуг, наука и доставка еды.
Nubank
Инвестиции:
2016 год — раунд на 80 миллионов долларов;
2018 год — раунд на 150 миллионов долларов.
Nubank — бразильское приложение, с помощью которого можно заказать себе виртуальную банковскую карту. Это единственный представитель Южной Америки в списке проектов DST Global. На континенте Nubank считают по-настоящему сильным инновационным проектом (отношение к нему примерно такое же, как к Telegram у нас). В Бразилии, откуда родом компания, банковская сфера жестко разграничена: 85% активов в стране поделены между пятью крупнейшими банками, а кредиты населению предоставляются под высокие проценты. Nubank, благодаря своим виртуальным картам, предлагает клиентам более доступные займы. Однако говорить о полном успехе Nubank рано: традиционные банки ведут против стартапа войну, отказывая его клиентам в услугах и требуя с них дополнительные проценты при проведении операций.
Funding Circle
Инвестиции:
2015 год — раунд на 150 миллионов долларов;
2017 год — раунд на 100 миллионов долларов.
Английская компания Funding Circle предлагает еще способ ухода от традиционного банкинга. Однако, в отличие от Nubank, этот проект работает не с частными лицами, а с предпринимателями. С помощью Funding Circle компании могут одалживать друг другу деньги. Под меньший процент и на лучших условиях по сравнению с банками. Funding Circle играет в этих сделках роль арбитра — проверяет законность всех операций и легитимность документов участников сделок. За свои услуги компания берет 1% комиссии. В 2016 году в Funding Circle заявляли, что выдали кредитов на 1,4 миллиарда долларов. В 2017 году эта цифра выросла до пяти миллиардов.
Robinhood
Инвестиции:
2017 год — раунд на 110 миллионов долларов;
2018 год — раунд на 350 миллионов долларов.
Robinhood Financials — брокерское приложение. В мире традиционных финансов, чтобы получить доступ к рынкам ценных бумаг, клиенты должны обращаться к брокерам, имеющим разрешение на торговлю. Robinhood ликвидирует эту прослойку. С помощью приложения можно продавать и покупать акции американских компаний без каких-либо комиссий. Зарабатывают создатели приложения за счет платных услуг, которые открывают клиентам новые возможности для торговли. После раунда инвестиций в 2018 году на 350 миллионов долларов стоимость Robinhood выросла в четыре раза — с 1,3 миллиарда долларов до 5,6 миллиарда.
Revolut
Инвестиции:
2018 год — раунд на 250 миллионов долларов.
Revolut — тот самый финансовый стартап с российскими корнями. Его создатели придумали, как «украсть» у банков их традиционную функцию — заработок на разнице валютных курсов. Revolut не просто выпускает карты с несколькими валютными счетами (150 различных мировых валют), но и дает их держателям возможность обменивать свои деньги по среднему рыночному курсу. Без каких-либо комиссий. Сейчас у компании порядка двух миллионов клиентов, а после последнего инвестиционного раунда, в котором принял участие DST Global, ее стоимость превысила один миллиард долларов.
Chehaoduo
Инвестиции:
2018 год — сумма раунда не разглашается.
Chehaoduo — китайский аналог нашего «Авто.ру», только очень большой и продолжающий расти. Изначально компания занималась подержанными автомобилями и достигла серьезных успехов в этой сфере (ее доля рынка превысила 68%), но в 2017 году провела ребрендинг и подключилась к продажам новых машин и разного рода автомобильных услуг. Данные финансовых ведомостей в Chehaoduo не раскрывают, однако утверждают, что за прошлый год увеличили свои экономические показатели в три раза.
Ofo
Инвестиции:
2016 год — раунд на 130 миллионов долларов;
2017 год — раунд на 450 миллионов долларов;
2017 год — раунд на 700 миллионов долларов.
Ofo — это как каршеринг, только с велосипедами. Для России и даже для Европы с США — вещь новая и непривычная, а вот в переполненной автомобилями Азии велошерингом активно пользуются. Принцип действия простой: на смартфон ставится приложение, с помощью которого клиент сначала находит, а затем разблокирует велосипед. Несмотря на то что двухколесный транспорт (средняя стоимость — 60 долларов США) постоянно крадут, разбирают на запчасти и просто ломают (против велошеринга в Австралии даже устраивают протесты — из-за того что не требующие спецстоянки велосипеды клиенты бросают на улицах где придется), компании продолжают разрастаться и увеличивать прибыли. Ofo — один из лидеров на рынке. В 2017 году компания оценивалась в три миллиарда долларов и имела более 60 миллионов активных пользователей в месяц.
Go-Jek
Инвестиции:
2016 год — раунд на 550 миллионов долларов.
Go-Jek — это индонезийский микс сразу из нескольких проектов. По отдельности они нам знакомы, вместе — нет. Основа Go-Jek — профессиональные водители на мопедах и небольших мотоциклах. Их можно использовать как таксистов, курьеров из магазинов и ресторанов, как уборщиков дома и даже как массажистов. Go-Jek победил у себя в стране Uber и начал бороться за рынке соседей — Вьетнам, Таиланд, Филиппины и Сингапур.
Ola
Инвестиции:
2015 год — раунд на 400 миллионов долларов;
2015 год — раунд на 600 миллионов долларов.
Индийский «убийца» Uber. На Ola приходится 80% рынка онлайн-заказов такси в стране. Сервис оказался настолько успешен в Индии, что владельцы компании решили попробовать свои силы в Австралии (то же ранее произошло и с азиатскими велошеринговыми проектами). В начале 2018 года Ola заработала в Перте, а затем в Сиднее. Параллельно у себя на родине компания внедряет новый сервис — электроавтомобили для рикш.
Auto1 Group
Инвестиции:
2015 год — раунд на 117 миллионов долларов.
Самый традиционный проект в транспортном списке. Auto1 Group — онлайн-биржа для подержанных автомобилей и выкупа автомобилей у частных лиц. Найти какие-то особенные ярко выраженные черты у этого проекта нам не удалось, поэтому просто обратим внимание на финансовые показатели. В 2015 году доход Auto1 Group составил 750 миллионов евро, в 2016 — 1,5 миллиарда, в 2017 — 2,2 миллиарда.
Wish
Инвестиции:
2016 год — раунд на 500 миллионов долларов;
2015 год — раунд на 500 миллионов долларов.
Wish — очень простое по своей сути приложение (к созданию которого приложили руку экс-сотрудники Google, Facebook и Yahoo). С его помощью американцы могут заказывать себе дешевые китайские товары с Alibaba. Несмотря на не слишком новационный замысел, компания продолжает привлекать сотни миллионов долларов инвестиций.
Meituan-Dianping
Инвестиции:
2016 год — раунд на 3,8 миллиарда долларов.
Как и многие китайские проекты, Meituan-Dianping — смесь всего. Это и купонные распродажи, и раздел с отзывами о различных компаниях, и возможность заказа товаров и услуг онлайн (от подержанной медной турки на блошином рынке Пекина до билетов в кино или дельфинарий). В 2016 году Meituan-Dianping в рамках одного раунда сумела привлечь рекордные 3,8 миллиарда инвестиций.
New Dada
Инвестиции:
2015 год — раунд на 100 миллионов долларов;
2016 год — раунд на 300 миллионов долларов.
New Dada из Шанхая — приложение, с помощью которого можно нанять курьера. В 2016 году в базе компании значилось 800 000 работников доставки в 40 китайских городах. В 2017 New Dada заявила о готовности нанять три миллионов курьеров для работы в 300 городах.
Flexport
Инвестиции:
2017 год — раунд на 110 миллионов долларов;
2018 год — раунд на 100 миллионов долларов.
Компания по степени инновационности своего продукта похожа на финтехпродукты, которые поддерживает DST Global. Flexport занимается таможенным оформлением и оказанием экспедиторских услуг через онлайн-приложение. Главное преимущество, которое предлагают его авторы — минимум бумаг. Международная доставка зачастую представляет собой серьезную цепочку: фабрика где-нибудь в Китае, склад с контейнерами в городе, другой склад в порту, таможня, доставка на корабле, таможня, передача в транспортную компанию для окончательной доставки в США, Европу или Россию. На все эти процедуры приходится оформлять отдельные пакеты документов. Flexport позволяет клиентам проводить все операции через приложение.
Twist Bioscience
Инвестиции:
2015 год — раунд на 37 миллионов долларов.
Единственный чисто научный проект. Twist Bioscience — американский производитель синтетической ДНК, на основе которой можно производить синтетические олигонуклеотиды, гены, геномы. Фонд DST Global вложился в компанию в 2015 году в рамках скромного раунда на 37 миллионов. Из успехов Twist Bioscience можно выделить контракт с DARPA-агентством передовых оборонных исследовательских проектов США. Сейчас проект продолжает привлекать финансирование в рамках новых инвестиционных раундов.
Deliveroo
Инвестиции:
2015 год — раунд на 100 миллионов долларов;
2016 год — раунд на 275 миллионов долларов;
2017 год — раунд на 385 миллионов долларов.
Deliveroo — британский проект по доставке еды. Россиянам подобные компании хорошо знакомы (Delivery Club, «Яндекс.Еда» и другие). Мы нашли две оригинальные черты у Deliveroo — возможность получить еду из мишленовских ресторанов и собственная армия низкооплачиваемых курьеров на велосипедах, которые регулярно устраивают акции протеста в связи с неудовлетворительными условиями труда.