St
Борьба с контрафактом или игра в монополию: почему производителей лишают права именовать воду «Ессентуками»?
18+
Заявители жалобы говорят о недобросовестных производителях, местные СМИ называют происходящее захватом рынка Коллаж: © Daily Storm

Борьба с контрафактом или игра в монополию: почему производителей лишают права именовать воду «Ессентуками»?

Заявители жалобы говорят о недобросовестных производителях, местные СМИ называют происходящее захватом рынка

Коллаж: © Daily Storm

Роспатент лишил 19 компаний права использовать название «Ессентуки» для своей продукции. Об этом сообщил заявитель жалобы — производитель АО «Кавминкурортресурсы», контрольный пакет акций которого принадлежит Росимуществу, то есть государству. Прекратить деятельность недобросовестных производителей под известным брендом требовала глава Совфеда Валентина Матвиенко. Заявитель утверждает, что лишенные патента компании недобросовестно именовали свою продукцию «Ессентуками», хотя доступа к минеральной воде Ессентукского месторождения у них не было. Ставропольские СМИ называют происходящее попыткой руководства «Кавминкурортресурсов» выдавить конкурентов и монополизировать водный рынок на Кавказе. Daily Stom выяснил, кто занимается розливом воды с наименованием «Ессентуки» и действительно ли среди этой продукции много контрафакта.   


АО «Кавминкурортресурсы» — это крупнейший недропользователь Кавказских Минеральных Вод (в 2017 году выручка достигла 428 миллионов рублей). В распоряжении корпорации есть пять месторождений минеральных вод, в том числе Ессентукское, где разливают воду «Ессентуки №4» и «Ессентуки №17».


Лицензия на пользование скважинами этого месторождения, по данным СМИ, есть только у трех компаний. Это вышеупомянутое частно-государственное АО «Кавминкурортресурсы», ООО «Холод-Розлив», доля в котором принадлежит Шашкину Никите Артемовичу — зятю бывшего вице-премьера правительства России Александра Хлопонина, и ООО «Ессентукский завод минеральных вод на КМВ», которое долгое время принадлежало американскому холдингу PepsiCo. Но в прошлом году завод перешел к ООО «Аква-инвест». Эта же фирма владела ООО «Холод-Розлив».


В разное время владельцы скважины продавали другим компаниям доступ к Ессентукскому месторождению. Так, например, было с крупным производителем, ООО «Аква-Вайт», который теперь попал в список «лишенцев» патента на именование воды «Ессентуками». «Аква-Вайт» заключал договоры поставки воды c держателями скважины. Сроки по соглашениям, которых было два, истекли в июле 2016 года и в декабре 2017 года. На новое соглашение производители не пошли — хозяева скважин, как утверждают СМИ, подняли цену на воду на 400 %. Видимо, другие игроки также не стали сотрудничать с монополистами на новых условиях.

Читайте там, где удобно: добавьте Daily Storm в избранное в «Яндекс.Новостях», подписывайтесь в Дзен или Telegram.

Коллаж: © Daily Storm
Коллаж: © Daily Storm

Договоры прекратили свое действие, но компании, утратив доступ к минеральной воде Ессентукского месторождения, сохранили патенты и продолжили выпускать продукцию под брендом «Ессентуки», утверждают заявители жалобы. По их данным, так поступили 19 компаний.

По оценкам заявителей жалобы, в 2017 году на рынок было поставлено  от 155 до 230 миллионов литров воды с наименованием «Ессентуки», хотя производители, допущенные к одноименным месторождениям, произвели всего 104 миллиона литров.


Владельцы скважин в Ессентуках обратились в суд и потребовали запретить контрафактную продукцию. Они рассказали о своей проблеме на заседании в Совете Федерации. Председатель Совфеда Валентина Матвиенко встала на сторону держателей скважины, призвав лишить компании, не работающие с ессентукскими месторождениями, патента на одноименную воду.


«Ну, наводите порядок! Сколько людей можно обманывать и поить водой из-под крана под красивыми названиями минеральных источников!» — восклицала Матвиенко.


Мы стали проверять торговые марки, под которыми работали лишенные патента компании. Взялись за самую крупную — ООО «Аква-Вайт». Среди логотипов продукции предприятия действительно фигурировало название «Ессентуки». К примеру, с 2011 года компания торговала водой «Ессентуки № 1», c 2012 года — лечебно-столовой «Ессентуки № 4» и «Ессентукская горная». Через два года фирма зарегистрировала марку «Ессентуки № 2» и «Ессентуки № 17».

Коллаж: © Daily Storm
Коллаж: © Daily Storm

Впрочем, на действующем сайте компании в разделе продукции воды с такими марками найти нам не удалось. Сейчас «Аква-Вайт» продвигает другие бренды, например, «Аллея источников №4» и «Аллея источников №17», с указанием на этикетке крупными буквами места производства — города Ессентуки. Именно этот факт стал причиной нынешнего спора с АО «Кавминкурортресурсы».


«Кавминкурортресурсы» вместе со своим партнером «Холод-розлив» подали в суд на «Аква-Вайт», потребовав признать контрафактной продукцию под маркой «Аллея источников №4». По мнению владельцев месторождения, обозначение «Ессентуки» сходно до степени смешения с наименованием их товара «Ессентуки №4», что вводит в заблуждение потребителя.


ООО «Аква-Вайт» парировало, что хотя добычу воды теперь ведут на другом месторождении, производство по-прежнему находится в городе Ессентуки. Суд не принял во внимание этот аргумент и встал на сторону заявителей. «Аллею источников №4» признали контрафактом.


Однако назвать продукцию ООО «Аква-Вайт» контрафактом сложно. Ту же «Аллею Источников №4» награждали «Золотой звездой» за лучший инновационный продукт на крупной российской выставке «Продэкспо 2018» в Москве. Другой продукт компании, питьевая вода «Бештау», завоевал золотую медаль на выставке Gulfood-2018 в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ). Если называть продукцию «Аква-Вайт» контрафактной, придется признать, что один из самых крупных игроков водного рынка Кавказа снабжал россиян некачественной продукцией последние несколько лет. Да еще и отправлял этот товар на экспорт. К слову, «Аква-Вайт», судя по финансовым показателям, даже более крупный игрок, чем ессентукский монополист «Кавминкурортресурсы» — выручка компании в 2017 году достигла миллиарда рублей в сравнении с 430 миллионами у «Кавминкурортресурсов».


Делать окончательный вывод о том, что происходит на рынке минеральной воды Кавказа, преждевременно. «Кавминкурортресурсы» и их партнеры говорят о борьбе с контрафактной продукцией и недобросовестными производителями. Стоит ли им верить или под ширмой войны с подделкой идет передел рынка? Мы рассказали только об одном производителе, лишенном патента. В этой истории фигурируют десятки компаний. Но даже этого достаточно, чтобы понять, что на самом деле ситуация выглядит сложнее, чем пытаются ее представить «борцы» с контрафактом.


Справка


В общей сложности патента на именование воды «Ессентуками», как утверждают в «Кавминкурортресурсах», были лишены 19 компаний. Заявители назвали половину компаний из этого списка. Среди них ЗАО «Водная компания «Старый источник», ООО «Объединенная водная компания», ООО «Ессентукские Минеральные Воды +», ООО «Элита-Минерал Групп», ООО «Ессентукский Пивзавод», ООО «Аква-Премиум», ООО «Источники Кавказа», ЗАО «Висма» и ООО «Торговый Дом «Кавминпрод».

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...