Государственная компания «Автодор» планирует запустить Единую цифровую платформу взимания платы (ЕЦП ВП) на дорогах. Об этом свидетельствует сайт госзакупок. Тендер стоимостью в 129 миллионов рублей был размещен еще в конце прошлого года, но протоколы рассмотрения заявок были опубликованы 30 января. В качестве претендентов на контракт рассматривается дочка РЖД и фирма, связанная с Игорем Ротенбергом — сыном Аркадия Ротенберга.
В техническом задании закупки говорится, что ЕЦП ВП предназначена для автоматизации и контроля сбора платы за проезд по платным дорогам, которые находятся под управлением «Автодора».
В документации, размещенной на сайте госзакупок, описывается с десяток задач, которые должна выполнять платформа. Среди них: информирование пользователей через смс и по электронной почте о способах оплаты проезда, тарифах и историях платежей. ЕЦП ВП будет следить за нарушителями, управлять тарифами, скидками и абонементами.
Систему интегрируют в сервисы государственной компании — это сайт «Автодор — платные дороги», личный кабинет пользователя и мобильное приложение «Автодор». «Пользовательский интерфейс должен корректно отображаться на разрешениях 1024x768 и выше, <...> должен быть понятным и удобным, не перегруженным графическими элементами. Навигационные элементы должны быть выполнены в удобной для пользователя форме», — перечисляет требования к эргономике «Автодор».
В техническом задании сказано, что платформа разрабатывается для трассы М4 «Дон». После чего ее запустят на платной дороге М11 «Москва – Санкт-Петербург» и М3 «Украина». Заказчик отмечает, что в будущем ЕЦП ВП может заработать и на других шоссе: «Должна быть учтена перспектива добавления новых объектов для взимания платы государственной компанией (проектируемые и строящиеся дороги: Центральная кольцевая автомобильная дорога А113 «Москва — Нижний Новгород — Казань» и другие)», — отмечает заказчик.
К участию в конкурсе допустили две компании — АО «Компания ТрансТелеКом» и ООО «Казань-Телематика». Первая фирма — это дочернее предприятие РЖД. Структура собственников второго общества немного посложнее. Согласно данным базы «СПАРК-Интерфакс», «Казань-Телематика» принадлежит Национальным телематическим системам (НТС). В СПАРКе совладельцами НТС указаны три бизнесмена: Алексей Нащекин, Андрей Шипелов и Игорь Ротенберг.
Алексей Нащекин владеет 10% компании. Ранее он занимал пост замгендиректора Ростелекома. В СМИ мужчину называют одним из «отцов» «Электронного правительства» и «Платона». У Нащекина уже был опыт в разработке цифровых платформ.
11 апреля 2018 года бизнесмена арестовали по делу о создании Единой интеллектуальной системы обеспечения деятельности (ЕСОД) для МВД, которая предусматривает объединение всех коммуникаций в подразделениях министерства. Следствие считает, что Нащекин имеет отношение к делу бывшего руководителя НПО «Специальная техника и связь» МВД России — Андрея Нечаева. Ведомство предъявило к нему иск на сумму 1,4 миллиарда рублей. Его подозревают в превышении должностных полномочий — якобы Нечаев принял у подрядчика незавершенные работы и оплатил их. Коммерсант со ссылкой на источники пишет, что Нащекин в данном случае выступал посредником между МВД и подрядчиком.
Остальные 90% компании НТС поделены между Андреем Шипеловым и Игорем Ротенбергом. Шипелов — бывший директор по развитию подконтрольной Росимуществу «Российской Венчурной Компании», которая занимается продвижением инновационных продуктов в России. В свою очередь миллиардер Игорь Ротенберг — сын Аркадия Ротенберга, заслуженного тренера России, олигарха, который занимался в одной секции самбо и дзюдо с Владимиром Путиным.
Структуры Ротенберга уже получали контракты, связанные с платными дорогами. В 2011 году фирма «Объединенные системы сбора платы» (ОССП), аффилированная на тот момент (по данным «Ведомостей») с олигархом, выиграла конкурс на управление участком дороги М4 «Дон» длиной в 408 километров. Задача компании — содержать дорогу и взимать плату за проезд. Тогда — так же, как и в этом году — в конкурсе приняли участие две фирмы. Соперником Ротенберга выступила французская Vinci, которая впоследствии отказалась от участия в конкурсе.
Компания «не имела возможности представить конкурсное предложение в полном соответствии с требованиями конкурса», писали журналисты «Ведомостей» со ссылкой на письмо представителей «Автодора».