В марте текущего года президент США Дональд Трамп ввел пошлины на ввоз в страну стали (на 25%) и алюминия (на 10%). Эта мера должна была поддержать американское сталелитейное производство. Действительно, металлурги заявили о росте прибыли, однако не спешат наращивать производство. Оборотной же стороной протекционистской политики стали проблемы автомобильной и нефтяной промышленности. Из-за роста цен на металлы автопроизводители теряют прибыль. Компания Ford оценивает ущерб от пошлин в миллиард долларов. Подорожавшее сырье заставляет производителей искать выход в повышении цен на машины.
За последние несколько месяцев цены на металлы в США значительно выросли. После того как страна ввела пошлины на ввоз иностранных металлов, ее импорт стали в первом полугодии 2018-го сократился на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В результате цены на сплав подскочили. По данным промышленного эксперта Леонида Хазанова, сталь на внутреннем рынке США за последние месяцы подорожала на 10-15%.
Цена на сталь американского производства выросла в 2018 году выросла на 28%, пишет Bloomberg. Стоимость одной тонны американской стали в этом году достигала рекордных за десятилетие 920 долларов. Это позволило хорошо заработать американским металлургам. К примеру, прибыль старейшей американской сталелитейной компании US Steel во втором квартале выросла на 38%. По итогам года она ожидает роста прибыли в три раза.
Поэтому неудивительно, что US Steel вместе с Nucor (крупнейшим производителем стали в Штатах) выступает против освобождения импорта металлов от пошлин. В US Steel уверяют, что готовы увеличить поставки металлов на внутренний рынок. Впрочем, не все американские металлургические компании выиграли от решения Трампа. Крупнейший производитель алюминия в США Alcoa, напротив, снизил прогноз прибыли на 2018 год, указав, в частности, на рост цен на металлы.
В то же время от ввода пошлин выиграли некоторые иностранные поставщики. К примеру, в июле в США стало поступать больше итальянской арматуры, японских горячекатаных рулонов, труб OCTG из Мексики и бразильских слябов (стальных заготовок).
По мнению промышленного эксперта Леонида Хазанова, американские металлурги едва получили профит от введенных пошлин. К тому же производители не спешат увеличивать объемы выпускаемой продукции, несмотря на то что импорт металлов в страну сократился.
«Если мы посмотрим на динамику выплавки стали в США, то увидим, что в марте она составила 7,334 миллиона тонн, в августе же — 7,461 миллиона тонн (данные Всемирной ассоциации производителей стали WorldSteel. — Примеч. Daily Storm). То есть прирост ничтожен», — говорит собеседник.
Обратной стороной ограничительных мер стали проблемы, возникшие у автопроизводителей и нефтяников. Также пострадали и изготовители бытовой техники. К примеру, крупнейшая американская автомобильная корпорация General Motors сократила свой прогноз прибыли в этом году, указывая, в частности, на рост цен на металлы. По данным компании, затраты на сырьевые материалы могут составить миллиард долларов, что вдвое превышает прибыль корпорации.
Увеличение тарифов на металлы также отразилось на работе американского производителя мотоциклов и поставщика продукции военного назначения для Вооруженных сил США — компании Harley-Davidson. Производитель сократил прогнозы по прибыли в этом году. О негативном эффекте введенных пошлин также предупредили производители бытовой техники Whirlpool Corporation. Изготовитель сварочного оборудования Lincoln Electric уже заявил, что повысит цены на свои товары из-за дорогих материалов.
«Проигравшими оказались потребляющие сталь отрасли: ее подорожание больно ударило по всем, начиная от строительства и автопрома и заканчивая судостроением и нефтегазовым комплексом (металлы используются для изготовления труб, которые используют нефтяные компании. — Примеч. Daily Storm). Как следствие, рентабельность бизнеса у них подсократилась и «отыграться» они могут лишь за перекладывание издержек на конечных потребителей. В общем, [президент США] Дональд Трамп дал под дых родной стране, следуя словам Виктора Черномырдина: «Хотели как лучше, получилось как всегда», — заключает Хазанов.
Но, кажется, сильнее всего пошлины ударили по работе корпорации Ford. По оценкам руководства компании, Ford уже потерял около миллиарда долларов из-за пошлин, введенных Трампом. Кроме того, компания заявила об отмене планов по импорту кроссовера Focus Active из Китая также из-за тарифов на металлы.
По данным Альянса автомобильных производителей, который объединяет американские и иностранные компании, розничная цена на автомобили на территории США может вырасти в среднем на 5,8 тысячи долларов из-за введенных пошлин.
По данным канадского автомобильного портала Driving, введенные пошлины также спровоцируют рост цен на автомобили канадского производства. К примеру, кроссоверы Honda CR-V могут подорожать на 2,5-3 тысячи долларов, а Chevrolet Equinox — на 6-8,5 тысячи, Toyota Corolla — на 2-2,3 тысячи, а Honda Civic — на 2,2-2,7 тысячи долларов.