St
«Пакет Яровой» от авиации: власти хотят скрыть информацию о перелетах чиновников
Правительство намерено перевести авиакомпании на российские IT-системы. Перевозчики грозят прекращением деятельности

«Пакет Яровой» от авиации: власти хотят скрыть информацию о перелетах чиновников

Правительство намерено перевести авиакомпании на российские IT-системы. Перевозчики грозят прекращением деятельности

Коллаж: © Daily Storm

Минтранс хочет, чтобы авиакомпании хранили данные клиентов на российских серверах. Это позволит «не светить» информацию о перелетах российских чиновников и избежать блокировки авиасообщения. Сейчас крупнейшие авиаперевозчики России, в том числе «Аэрофлот» используют иностранные системы онлайн-бронирования билетов. Перевод компаний на отечественный софт потребует создания гигантских дата-центров, что обойдется в миллиарды рублей. Процесс переноса данных на родину может занять годы, говорят эксперты.


В июле этого года Министерство транспорта обнародовало проект приказа о переводе российских авиакомпаний на отечественные IT-системы бронирования билетов. Как стало теперь известно СМИ, руководство S7 Group тогда предупредило, что новые требования могут привести к остановке работы российских авиаперевозчиков.


Сейчас крупнейшие российские авиакомпании — группа «Аэрофлот», S7 Group и «Уральские авиалинии», которые вместе занимают около 70% рынка пассажирских перевозок, работают с иностранными системами бронирования билетов. То есть данные о пассажирах этих компаний хранятся на серверах за пределами России. Это касается как пассажиров международных рейсов, так и тех, кто летает внутри страны.


«Аэрофлот» работает с американской компанией Sabre, S7 и «Уральские авиалинии» — с Amadeus, лоукостер «Победа» — с Navitair. По итогам 2017 года крупнейшим провайдером в России была американская Sabre, на втором месте — российская «Сирена-Трэвел».


Как рассказал «Шторму» источник в «Сирена-Трэвел», компания обслуживает около 55 авиаперевозчиков в России, в том числе «ЮТэйр», входящую в топ-5 крупнейших авиакомпаний РФ, Red Wings, Nord Star, а также региональных перевозчиков — «Якутию» и «Таймыр». Авиакомпания «Азимут», созданная в феврале прошлого года, работает с новинкой от «Ростеха» и аэропорта Внуково — Национальной системой бронирования (НСБ), разработанной в 2016 году.


undefined
Коллаж: © Daily Storm

Власти же хотят перевести всех российских перевозчиков на отечественные IT-системы. Они мотивируют необходимость таких мер защитой суверенитета страны. В Минтрансе считают, что система бронирования должна быть защищена от блокирования извне даже самим владельцем программного обеспечения. Председатель совета директоров Внуково Виталий Ванцев считает, что иностранцы могут отключить российские авиакомпании от систем бронирования. Также регуляторы опасаются утечек данных о пассажирах с серверов за рубежом.


Правительство давно уже пытается «прописать» пассажиров российских компаний на родине. Но отрасли до сих пор удавалось отбиваться от перехода на отечественные IT-системы. В очередной раз о переводе на национальные системы власти заговорили после сбоя в работе международной системы бронирования билетов SITA Gabriel, которая 24 июня, во время чемпионата мира по футболу — 2018, вызвала задержки регистрации пассажиров S7 Group.


Источник «Шторма» в авиационных властях называет еще одну причину, по которой необходим перевод авиакомпаний на российские IT-системы.


«Почему нужно переводить — внешнеполитическая обстановка диктует свои правила. Сегодня получается так, что наши коллеги, к примеру в США, знают обо всех передвижениях в России и заграничных перелетах. У нас многие госмужи летают регулярными рейсами. Это губернаторы, депутаты, министры. В сложившейся геополитической ситуации это ненормально», — уверяет собеседник «Шторма».


Соответственно, если вы — чиновник и не хотите, чтобы данные о вашем перелете были известны властям иностранных государств, — перелеты самолетами «Аэрофлота», S7 и «Уральских авиалиний» — это не ваше.


Также собеседник «Шторма» указывает на риск блокировки иностранными операторами российского сегмента авиаперевозок.


Впрочем, ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко считает не состоятельными аргументы о возможных утечках персональных данных, хранящихся на иностранных серверах, и о рисках отключения России от международных систем бронирования:


«С чего вы решили, что отечественную базу данных нельзя будет купить на ближайшим радиорынке? Поставщики хранят свои данные по всему миру и обслуживают десятки стран, и никаких проблем не возникает. Тогда, если мы беспокоимся о сохранности персональных данных, надо ограничить все международные рейсы. Поймите, это не покупка колбасы. Это сложная система, в которую интегрированы множество игроков, агенты из разных стран», — объясняет Крамаренко.


По его мнению, отечественная компания «Сирена-Трэвел» требует серьезной доработки, для того чтобы взять на обслуживание «Аэрофлот», S7 и «Уральские авиалинии». Кроме того, потребуются годы, чтобы перевести авиакомпании на новые IT-системы.


undefined
Фото: лицензия CC0 Public Domain

Источник «Шторма» в «Сирене-Трэвел» подтверждает, что перевод крупных российских перевозчиков на отечественные системы бронирования займет несколько лет. Кроме того, это будет стоить несколько миллиардов рублей, отмечают в компании. По мнению собеседника, проект Минтранса о переходе всех авиакомпаний на отечественное ПО — далек от действительствности. 


«Для перехода каждой авиакомпании на отечественный софт приходится разрабатывать отдельный проект. Это не коробочная интеграция — у кого-то аэропорты, аэродромы свои собственные. Нужно открыть дата-центры, их с нуля нужно создавать, туда посадить специалистов. И все это детище сделать в соответствие с требованиями по хранению персональных данных, предъявляемыми нашим законодательством, это очень сложный процесс. S7 декларировала даже создание своего софта. Но там отказались от этой идеи, посчитав это очень затратным», — объяснили в компании.   


В то же время в «Сирена-Трэвел» уверены, что отечественный софт соответствует всем нормам и успешно конкурирует с зарубежными аналогами. «Мы наравне с другими операторами участвовали в конкурсе на обслуживание S7. Но выиграла Amadeus. Это нормально, это рынок». 


В авиакомпании Azur Air, которая входит в топ-10 крупнейших авиакомпаний России, где также используют отечественную IT-систему «Сирена-Трэвел», отзываются о ней хорошо. Компания заверила «Шторм», что у перевозчика не случалось проблем из-за системы «Сирена-Трэвел».


Источник в «Сирена-Трэвел» отмечают, что традиция работы крупных российских авиакомпаний с иностранными операторами сложилась еще в 90-е, когда отечественный софт действительно не мог конкурировать с иностранными аналогами.


undefined
Коллаж: © Daily Storm

Источник «Шторма» в авиационных властях уверяет, что о насильственном переводе российских авиакомпаний на отечественные системы до 2020 года речи не идет. Собеседник считает, что софт «Сирена-Трэвел» требует серьезной доработки, для того чтобы обслуживать «Аэрофлот» и S7.


«Зря навели панику. Во-первых, вопрос касается исключительно внутренних рейсов. Во-вторых — проект Минтранса — это только планы к 2020 году. Ничего еще не разработано. Была бы система наша достойного качества — все бы на нее перешли. Но пока она не готова. Бездумно на системы бронирования, которые не будут отвечать требованиям авиакомпаний, их переводить никто не будет», — рассказывает собеседник. По его мнению, переводить перевозчиков на российские реестры необходимо, но по мере готовности софта.


«Сирена» пока требует доработки. Система работает в кириллице. Нет комфортного софта, который бы переводил в латиницу данные. Кроме того, все крупные международные компании связаны связаны между собой. У них для удобства работы есть общий интерфейс, поэтому им удобно работать с данными друг друга», — объясняет собеседник.


Впрочем, источник в «Сирена-Трэвел» уверяет, что вопрос с переводом данных из кириллицы в латиницу уже решается.