St
Доездились. Для гонщиков на электросамокатах предлагают ввести особо крупные штрафы
18+

Доездились. Для гонщиков на электросамокатах предлагают ввести особо крупные штрафы

Ужесточение ответственности остается чуть ли не единственным средством уберечь людей от тяжелых травм

Ужесточение ответственности остается чуть ли не единственным средством уберечь людей от тяжелых травм undefined

Некоторые модели электросамокатов способны разгоняться до 100 километров в час. Разброс максимальной скорости колоссален, однако в России по закону человек на любом самокате считается пешеходом. «Бесправное» положение и безответственное поведение любителей электросамокатов привело к множеству случаев травмирования людей. Пока Минтранс и МВД разрабатывают меры по наведению порядка, власти Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи и других городов вводят мягкие ограничения, но многие водители самокатов сами согласны с тем, что аккуратную езду следует насаждать с помощью суровых наказаний. Daily Storm поговорил со специалистами в области электротранспорта — они оказались сторонниками высоких штрафов. При этом в правительстве ранее анонсировали легкие взыскания за нарушения ПДД на самокате до 1,5 тысячи рублей.


Штрафы для самокатчиков


10 июня кикшеринговые сервисы, которые предоставляют в аренду электросамокаты, вновь заработали в Санкт-Петербурге. Накануне вечером эти компании подписали соглашение с городским комитетом по транспорту. Согласно этой договоренности, пользователи электросамокатов не смогут ездить в туристических местах: для них закрыты теперь Дворцовая и Сенатская площади и Малая Морская улица. Помимо этого, местные власти ввели еще одно ограничение: скорость электросамоката не должна превышать 10 км/ч, в особенности в местах скопления людей.


Пользователи Сети разделились на два лагеря: кто-то поддержал запреты петербургской администрации, кто-то был возмущен ограничениями. 


«Лично я там, где пешеходы, особенно рядом, особенно с детьми, вообще спешиваюсь. Я б и до пяти километров в час ограничил, особенно где много людей», — пишет один из участников группы «Ебайководство как оно есть» в социальной сети Facebook.


«С такой скоростью электросамокат не нужен», — делится мнением пользователь Александр Юрченко в ответ на новость о возобновлении работы сервисов кикшеринга. 


Владелец информационного портала ElectroPowerBikes.com Дмитрий Константинов убежден, что введение ограничений по скорости — это необходимость. А для того чтобы не было соблазнов нарушать правила, нужны высокие штрафы.


«Должны быть введены штрафы за использование электросамокатов, не имеющих ограничения скорости в 25 км/ч вне автодорог. Штраф в 50 тысяч рублей уже через год уберет все скоростные электросамокаты с тротуаров на проезжую часть», — говорит специалист по электротранспорту. 


Напомним для сравнения, что автомобилистам положен штраф в размере пяти тысяч рублей за превышение скорости более чем на 80 км/ч. Однако самокаты повсеместно гоняют на тротуарах.


Кроме того, Константинов предлагает законодательно признать мощные электросамокаты транспортными средствами со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями: «Любой электротранспорт, на котором можно ездить быстрее 25 км/ч, должен быть законодательно приравнен к скутерам. Соответственно, они должны быть с номерными знаками, а водитель должен иметь права».


Руководитель общественного движения «Малый электротранспорт России» Александр Осипов также поддерживает идею ограничения скорости электросамокатов. «Первое, что нужно ограничить, — скорость на тротуарах. До 20-25 км/ч максимум», — уверен Осипов. 


Однако, по его мнению, с точки зрения закона сейчас невозможно признать электросамокат полноценным транспортным средством. «На этой неделе научный центр МВД дал комментарий о том, что невозможно признать человека на самокате водителем мопеда. По ПДД это пешеход. Россия находится в Таможенном союзе, и ПДД подчиняется техническому регламенту Таможенного союза», — объясняет он.


Дмитрий Константинов говорит и еще об одном штрафе — за езду на самокате вдвоем, поскольку чем больше вес, тем сложнее управлять этим видом транспорта: «Почти все модели рассчитаны на нагрузку до 120 килограммов. Управление самокатом при наличии на нем тяжелого пассажира затруднено, что делает его использование опасным для окружающих. Штраф в 10 тысяч рублей довольно быстро решит эту проблему».

Читайте там, где удобно, и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.

Кто в ответе


Кикшеринговые сервисы, по мнению Константинова, не должны нести ответственность за ДТП на самокатах, но из-за недоверия к правоохранительным органам и отсутствия конкретных правил мало кто из пострадавших будет жаловаться на водителей.


«Аварии совершают не кикшеринговые компании, а частные лица — пользователи сервиса. Они и должны отвечать по закону. Но тут, опять же, все упирается в несовершенство законодательства, судопроизводства и исполнительной власти. Большинство людей, зная ситуацию с законами, полицией, судебными приставами и судами, попросту не будут никуда обращаться, если получат травму в результате столкновения с электросамокатчиком».


Владелец кикшерингового сервиса ScooBee Антон Сухов также считает, что сами сервисы не должны нести никакой ответственности за ДТП с участием взятых в прокат самокатов: «Пьяное вождение — это проблема всего транспортного сообщества. Это личная безответственность каждого, кто берет на себя право управлением транспортным средством. Контролировать это, стоять и дуть в трубочку — это ГАИ должна делать. Самокатную ГАИ открыть, до абсурда доходить?»


Следить за нарушителями — тоже не задача сервисов проката самокатов, считает Александр Осипов. В крупных городах улицы оборудованы видеокамерами, по которым можно определить и найти нарушителей. Кикшеринговые компании со своей стороны предлагают блокировать пользователей, которые были замечены в нетрезвом состоянии «за рулем» электросамоката.


«Если сознательные граждане — а таких у нас очень много — видят, что проезжал в определенном месте и в определенное время человек в алкогольном опьянении, неправильно использовал самокат, ездил криво и косо — они могут всегда позвонить по горячей линии поддержки и сообщить об этом. <...> Если он был действительно в неадекватном состоянии, то мы можем принять решение о блокировке аккаунта и не позволить ему больше пользоваться сервисом».


Дорожки


Вторая проблема с электросамокатами, о которой говорят специалисты, — это отсутствие велодорожек в России. Урбанист Илья Резников утверждает, что в крупных городах отсутствует инфраструктура для передвижения на велосипедах и электросамокатах. «Велосипедных дорожек у нас больше нет, чем они есть. В последние годы их в Питере вроде бы делают, но есть большой вопрос: туда ли их строят, куда на самом деле нужно».


Антон Сухов тоже говорит о недостаточности велодорожек и считает, что это самое простое решение проблемы. «Очевидно, было бы лучше, если бы было больше велодорожек. Это обычные меры».


В качестве примера специалисты приводят два города: Амстердам и... Альметьевск. «Как конкретный пример можно взять опыт Амстердама, как у них организовано велодвижение, — у них очень много людей ездят на велосипедах. Понятно, что у них масштабы намного меньше, чем у нас, но тем не менее», — указывает Антон Сухов.


Альметьевск — маленький город в Татарстане. Там построили достаточно велосипедных дорожек по всему городу.

Законодательство и дураки


Дорожные происшествия с электросамокатами случались и раньше. Согласно данным ГИБДД, в 2018 году произошло 39 ДТП с участием электросамокатов. В 2019-2020 годах в ДТП с электросамокатами погибли 10 человек. Однако в Главном управлении МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ответили Daily Storm, что вопрос об электросамокатах не входит в их компетенцию. В ответ на запрос редакции о планируемом регулировании этого вида транспорта в МВД РФ также заявили, что до сих пор правовой статус этого средства передвижения не принят — вопросом о разработке правил использования электросамокатов занимается Минтранс России.


Минтранс России в своем ответе Daily Storm сообщил, что сейчас проект поправок в ПДД «подготовлен к отправке в МВД России для согласования внесенных в него изменений». По словам представителей ведомства, последние полгода они занимались внесением предложений правительства Москвы и Общественной палаты РФ в этот проект.


«Проектом поправок вводится термин «средство индивидуальной мобильности» (далее СИМ) и дается его определение. Введение отдельной категории транспортных средств для СИМ проектом не предусмотрено», — говорится в ответе Минтранспорта. Под СИМ подразумеваются самокаты, велосипеды и даже ролики — любой вид транспорта «последней мили».


В проекте также предложено ограничение по скорости до 20 км/ч, если водитель двигается среди пешеходов. Еще одно новое правило — основная инфраструктура для водителей самокатов — велосипедные дорожки. При возможности самокатчики и велосипедисты должны ездить именно по ним. 


На проезжей части, если нет велосипедных дорожек и тротуаров, водители электросамокатов обязаны придерживаться правого края дороги и ехать со скоростью до 60 км/ч. Дети до 14 лет не имеют права двигаться на электросамокате по проезжей части. Помимо этого, самокат должен соответствовать техническим требованиям.


«Средство индивидуальной мобильности должно быть оборудовано двигателем (двигателями), тормозной системой, звуковым сигналом, световозвращателями белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета с боковых сторон, красного цвета сзади, фарой (фонарем) белого цвета спереди».


Из-за затяжного процесса принятия новых правил местные власти пытаются принимать свои меры. Например, есть ограничения в том же Петербурге. На момент публикации петербургский комитет по транспорту не ответил на запрос Daily Storm о том, как дальше ведомство планирует регулировать дорожную ситуацию в дальнейшем.


Интерес к теме, считает Александр Осипов, возник из-за приближения выборов. По его мнению, таким образом политики пытаются заработать себе дополнительные очки: «Эта тема сейчас на пике обсуждения, и чаще всего люди стараются поймать на ней хайп. Очень часто я встречаю людей, выступающих против, которые как раз пытаются баллотироваться и избираться либо просто пытаются изобразить, что они работают. Но это мое мнение».


Дмитрий Константинов уверен, что в России искоренить проблему с травмированием людей на электросамокатах и пешеходов не получится именно из-за того, что суровые наказания вводить вряд ли будут: «Как показывает опыт Сингапура, за 10 лет любое общество можно сделать крайне законопослушным, если ввести драконовские штрафы и искоренить коррупцию на всех уровнях, от правительства до полицейского. Но это не наш путь».

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...