St
Интернет-холдинги в 2019 году бросили вызов «Матч ТВ» в борьбе за спортивное вещание
Daily Storm рассказывает о том, почему это стало возможно только на четвертый год существования «спортивной монополии» на ТВ Коллаж: © Daily Storm

Интернет-холдинги в 2019 году бросили вызов «Матч ТВ» в борьбе за спортивное вещание

Daily Storm рассказывает о том, почему это стало возможно только на четвертый год существования «спортивной монополии» на ТВ

Коллаж: © Daily Storm

Приход интернет-холдингов на рынок спортивных трансляций для новых игроков оказался естественным и ожидаемым. Прежде взлет стриминговых сервисов, таких как Okko (в составе Rambler) и «Яндекс», сдерживали два фактора. Во-первых, недостаточная скорость интернета и неустойчивый прием сигнала. Во-вторых, права на онлайн-трансляцию популярных игр были монополизированы и принадлежали холдингу «ГПМ Матч». Однако система с вещательной сеткой, построенной за счет государственных дотаций, начала уступать новым моделям монетизации — со ставкой на платную подписку и продажу аудитории. Кроме того, Okko.Sport предложил новые технологические «фишки». Например, запустить дорожку с альтернативным комментарием, чтобы зритель сам выбирал, кого ему приятнее слушать.


Фото: © GLOBAL LOOK press
Фото: © GLOBAL LOOK press


«Матч ТВ» появился в 2015 году в результате слияния трех структур: «НТВ-Плюс», канала «Россия 2» и АНО «Спортивное вещание» (бренд «Панорама»). Последнее обеспечило «Матч» фантастической производственной базой. «Спортивное вещание» дало мощные технологии, которые позволили транслировать события любого масштаба: от российской футбольной «премьерки» до Олимпийских игр.   

  

«Была собрана сумасшедшая команда и отличное, качественное оборудование. Все это было в распоряжении «Матча». Но продакшен — сложная, трудоемкая индустрия. Те же АПЛ и НХЛ, которые создаются за рубежом, — потрясающего качества. Это выверенная работа режиссера, оператора, монтажера. Если бы «Матч» правильно применил ресурсы, которыми монопольно владел в самом начале, то достиг бы того же уровня», — объяснил спортивный телеведущий Александр Кузмак.


Не получилось наладить «продакшен» отчасти из-за потери кадров. Когда «Матч» ощутил свое превосходство, с частью комментаторов и режиссеров телеканал благополучно расстался.

 

Моментом удачно воспользовались стриминговые площадки. Сначала Okko.Sport за семь миллионов евро выкупил права на показ Английской премьер-лиги. Затем «Яндекс» за шесть миллионов долларов приобрел права на трансляцию НХЛ. Но долгожданная конкуренция, считают эксперты, только на руку зрителям. Вместе с качеством вырастут объем и разнообразие контента. Для интернет-компаний это вполне посильная задача. Пока в стороне держится Mail.ru Group — еще один игрок с большим потенциалом.


Зато в гонку постепенно стали включаться телеканалы. На днях стало известно, что «российский» Eurosport приобрел эксклюзивные права на показ главных турниров WTA. В ближайшие четыре года (начиная с 2020-го) любители женского тенниса увидят более 800 матчей. 

 

Готов ли зритель платить за контент? 


Статистика говорит, что готов. По данным Rambler, выручка легальных VoD-сервисов (кабельных платных каналов) по итогам 2018 года достигла 25 миллиардов рублей, причем за год она увеличилась на 56%.


Обычно стриминговые сервисы используют две финансовые стратегии выживания: платную подписку и рекламу. По предварительным данным, «Яндекс» планирует зарабатывать на трансляциях с помощью рекламы. Rambler, как известно, задействует первый вариант. Сейчас стоимость годовой подписки на онлайн-кинотеатр Okko (то есть на весь контент, включая фильмы и сериалы) составляет три-пять тысяч рублей. 


Однако в рамках сотрудничества с АПЛ компания предусмотрела и третий вариант — нерекламное партнерство. По сути, речь идет о покупке аудитории. Okko будет «продавать» своих зрителей букмекерской компании «Олимп». По информации «Коммерсанта», за год «Олимп» обязуется выплачивать онлайн-кинотеатру 500 тысяч евро, благодаря чему зритель сможет смотреть футбольные матчи с минимальным обременением рекламой. К тому же в Rambler рассчитывают, что часть аудитории, которая пришла на Okko благодаря АПЛ, захочет попробовать и другие подписки кинотеатра — сериалы и кино.    

  

Как известно, платная подписка действует и на «Матч ТВ». Однако летом этого года канал ввел новую услугу — пакет «Суперспорт», который предлагает комплексный набор турниров. Условно говоря, если зритель является фанатом «Формулы-1», то теперь ему придется подписаться и на баскетбол, и на конный спорт, и даже на португальский футбольный чемпионат. Платить только за гонки не получится. Стоимость пакета составляет 499 рублей в месяц. По мнению Александра Кузмака (да и обычных любителей спорта), такая модель не вполне уместна:


«Чем дальше будет развиваться интернет, тем больше он будет уходить от общей площадки. Людям, которые хотят смотреть регби, проще это делать на официальном сайте Федерации регби, чем покупать то же самое в пакете с кучей другого спорта. К тому же федерациям нет смысла идти в структуру, которую предлагает «Матч ТВ». Им проще самим организовать трансляцию и получить тем самым целевую аудиторию». 


Правда, у интернет-компаний есть и свои специфические проблемы, например борьба с пиратством. 


«Только за первые два футбольных тура мы выявили около 500 сайтов, которые вели нелегальные трансляции, и в досудебном порядке добились того, чтобы они прекратили нарушать наши права. Есть и судебные иски, но о них я пока не готов рассказывать», — заявил Михаил Гершкович, руководитель спортивных проектов Rambler Group.   


Фото: © GLOBAL LOOK press
Фото: © GLOBAL LOOK press


Футбол победил


По мнению Гершковича, английский чемпионат — весьма выгодный продукт. По оценке Okko, количество людей, интересующихся английским футболом, составляет от 12 до 18 миллионов человек. Компания не рассчитывает, что все они станут подписчиками кинотеатра, но маркетинговые возможности Rambler Group должны увеличить охват любителей «премьерки». 


У футбольных фанатов АПЛ действительно весьма популярна.  


«Если не брать в расчет чемпионат мира и чемпионат Европы, которые смотрят абсолютно все, то у футбольных болельщиков есть три важных актива: это чемпионат России, Лига чемпионов и АПЛ как наиболее раскрученный и мощный европейский турнир. К тому же с точки зрения качества Английская премьер-лига сделана очень здорово», — рассказал Владимир Стогниенко, шеф-редактор комментаторского отдела Okko.Sport. 


Среди видов спорта стопроцентный фаворит у зрителей — это футбол. Причем российский.


«Когда речь идет о телевидении, то, безусловно, футбол — это номер один, номер два и номер три. Ничего хорошего в этом быть не может. Такая ситуация, на мой взгляд, во многом создана искусственно. На сегодняшний день, безусловно, лидер всех спортивных телевизионных трансляций — это чемпионат Российской премьер-лиги. Все остальное сильно отстает», — говорит Александр Кузмак.  


Зачастую, по словам Александра, телевизионное вещание просто не учитывает другие спортивные события. «Запихать» сполна футбола с хоккеем — и то не всегда получается. Однако интернет-трансляции могут поправить и эту ситуацию.


В Rambler считают, что коммерческий потенциал есть практически у любого вида спорта, поэтому со временем получится показывать все. Киберспорт, борьбу, бадминтон, волейбол, экстремальный спорт — то, что раньше было «заточено» на специализированных каналах.   


Действительно широким предложением может похвастаться английский сервис DAZN. За небольшой срок он смог наладить вещание в Австрии, Германии, Швейцарии, Италии, Японии, США, Канаде, Бразилии. В год платформа предлагает более 8000 спортивных мероприятий, среди которых Бундеслига, игры NBA, «Формула-1», Главная лига бейсбола.


Отечественный Okko.Sport пока экспериментирует только с форматами. По словам Стогниенко, помимо матчей сервис предложит большое количество интервью, обзоров, программ, архивных записей. Понемногу компания начинает работать над собственными программами.


Фото: © GLOBAL LOOK press
Фото: © GLOBAL LOOK press

Альтернативный комментатор


Конкуренция между телевидением и интернетом развернулась не только за контент, но и за кадры.  


С «Матча» в Okko.Sport перешел Роман Гутцайт, комментировавший два финала Лиги чемпионов. Кирилл Дементьев до Okko много лет работал в «НТВ-Плюс» и на Первом канале. Александр Елагин, который и вовсе ассоциируется с Английской премьер-лигой, также сменил не один спортивный канал. У самого Владимира Стогниенко, много лет проработавшего на ВГТРК, за плечами четыре чемпионата мира, включая два финала.  


Одними корифеями дело не обошлось. К стриминговому сервису примкнули и новички. 


«Я думаю, прошло то время, когда профессия комментатора была чем-то сакральным, когда комментаторы были суперзвездами. Попасть в профессию становится проще: с увеличением контента растет и комментаторский штат. Такое расширение было неизбежно», — считает Стогниенко. 


Интернет-трансляции спровоцировали и другие изменения. По словам Михаила Гершковича, в скором времени на Okko.Sport станет доступна функция интершума, когда зритель сможет отключить комментаторскую озвучку. Также компания планирует запустить дорожку с альтернативным комментарием, чтобы пользователь сам выбирал, кого ему приятнее слушать.    


 «Чем дальше — тем таких технических фишек будет больше», — заверил Гершкович.


Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...